|
|
N°120, 11 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В своем репертуаре
Чиновники мэрии решили осчастливить советами мастеров театра
В Москве даже театр начинается с мэрии. На вчерашнем заседании городского правительства чиновники, которым, видимо, хочется прославиться еще и в качестве покровителей высокого искусства, решили измерить «творческий тонус» репертуарных театров города и указать руководителям сценических площадок на необходимость активнее привлекать молодежь. Появление в повестке дня столичной мэрии постановления «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с творческой молодежью в целях сохранения и развития столичного репертуарного театра» несколько извиняет тот факт, что еженедельное совещание было не совсем традиционным. Как известно, после переназначения Юрия Лужкова в должности градоначальника все городские министры считаются временно исполняющими обязанности, и участие в обсуждении принимали в основном дублеры из так называемого молодежного правительства.
Но глава департамента культуры города Сергей Худяков, судя по всему, подготовился вполне серьезно и предложил рецепты по «вливанию в старые меха молодого вина». В частности, в его ведомстве считают необходимым поддержать новые молодежные студии при «Мастерской Петра Фоменко» и Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина. По словам г-на Худякова, именно с молодежных экспериментальных студий начиналась традиционная театральная школа во времена творческих поисков Константина Станиславского. «Две первые студии, которые начнут работать с начала нового театрального сезона, станут революционной формой и определят дальнейшее направление работы с молодыми актерами», -- заверил чиновник.
В департаменте культуры уже высчитали долю молодых (до 35 лет) лицедеев в театральных труппах и отметили тенденцию «старения». По подсчетам г-на Худякова, из 3700 актеров московских репертуарных театров только 800 можно отнести к молодежи -- это лицедеи, возраст которых не более 35 лет. Чиновник полагает, что держать труппу в «творческом тонусе» можно, когда постоянно занятых молодых исполнителей в ней не менее трети, а не 15--20%, как сейчас. Да и самим молодым актерам надо посодействовать в том, чтобы на них обратили внимание руководители крупных театральных площадок. При этом директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев отметил, что актеры еще могут найти утешение в проходных ролях и подзаработать в телесериалах и рекламных роликах, а положение молодых режиссеров гораздо трагичнее -- ни один вменяемый худрук не будет экспериментировать и не доверит постановку новичку.
Впрочем, идея создания «тепличных условий» для молодых актеров пришлась по душе далеко не всем. По словам актера Театра имени Моссовета, профессора Российской академии театрального искусства (РАТИ) Евгения Стеблова, даже прошедшие творческий конкурс таланты демонстрируют «потрясающее невежество», а молодежь в целом -- «отсутствие элементарной культуры, чувства меры и понимания разницы между театральной сценой и площадкой шоу-бизнеса». Ректор Высшей школы деятелей сценических искусств при РАТИ Геннадий Дадамян также предостерегал власти от слишком тесного вмешательства в театральную среду. «Состязание художественных идей -- это нормальные условия развития искусства, а любая монополия ведет к застою», -- пытался разъяснить он чиновникам.
Дублеры московского правительства, в свою очередь, набирались опыта, задавая выступавшим вопросы. Но Юрий Лужков, порой не скрывавший скептической улыбки, вскоре ясно дал понять, за кем в столице остается последнее слово. Он отправил подготовленный департаментом культуры документ на доработку, призвав при этом подчиненных не вмешиваться в политику известных театров, а создавать открытые театральные площадки на базе дворцов культуры и клубов.
Юлия ХОМЧЕНКО