"У израильской армии есть два состояния: либо она готова к войне, либо она уже воюет", -- считает глава израильского генштаба Габи Ашкенази. Завтра исполняется ровно год с того момента,
когда Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) начала войну в Ливане против радикальной шиитской группировки "Хизбалла" сразу после того, как ее боевики на границе захватили в плен двух израильских солдат Эльдада Регева и Эхуда Гольдвасера. Война началась 12 июля 2006 года и продолжалась 34 дня. За это время со стороны Ливана погибли 1109 человек, среди которых много гражданских лиц. Израиль потерял 157 человек, 119 из них -- военнослужащие.
"Для нас это большое число погибших.
Причина -- неопытность правительства в военных вопросах, приказы руководства страны были некорректны и противоречивы, -- сказал "Времени новостей" участник войны израильский военнослужащий Борис Сигал. -- Во время боя возле одной из ливанских деревень наша рота попросила поддержки артиллерии. Неожиданно израильская артиллерия открыла огонь по своим". По неофициальным данным, около 30% солдат стало жертвами "дружественного огня". Рассказывая это, Борис посмеивается, а год назад ему было не до смеха. Он был ранен в ногу и только недавно перестал хромать. Освободить двух похищенных солдат Израилю так и не удалось.
Отголоски войны слышны в еврейском государстве до сих пор, а ее итоги продолжают обсуждаться. "Но я бы не стал говорить, что Израиль проиграл эту войну. Да, для нас 157 погибших -- это много, в то же время
Израилю удалось отбросить "Хизбаллу" от границы. Рано или поздно нам бы пришлось это сделать, и неизвестно, какую цену пришлось бы заплатить потом, если бы этой войны не было в прошлом году", -- заметил «ВН» генерал в отставке Уди Галь.
Израильтяне -- нация, выросшая в постоянной готовности к войне, за 59 лет существования еврейское государство пережило семь войн. Поэтому, вспоминая о войне прошлогодней, в еврейском государстве уже обсуждают и то, когда начнется следующая. Израильская разведка предрекала новую войну уже этим летом, называлась даже дата -- 7 июля. Но пока все тихо. "Война будет, правда, вот никто не знает когда", -- уверяет израильская пресса.
"Как только дашь слабину -- тебя застанут врасплох. Израилю не избежать нового конфликта на севере страны, но я не думаю, что разразится крупная война, скорее, мелкий конфликт", -- считает Борис Сигал. Но разговоры об этом не всеми воспринимаются однозначно. К примеру, дипломат из посольства России в Израиле, попросивший не называть его имени, сказал "ВН", что это не что иное, как "истерия израильской прессы": "Никакой войны в ближайшее время не будет".
В качестве возможных противников называется не только Ливан, но и Сирия, которая-то и стоит за ливанской группировкой "Хизбалла". Как попытку избежать войны с Дамаском расценили израильские политологи вчерашнее интервью премьера Эхуда Ольмерта арабскому телеканалу "Аль-Арабия". Израильский премьер предложил сирийскому президенту Башару Асаду возобновить прерванные в 2000 году переговоры: "Башар Асад, вы знаете, что я готов к прямым переговорам с вами. Вы говорили, что желаете вести переговоры при посредничестве США. Но они не хотят говорить с вами. Я же готов приступить к обсуждению мира. Мира, а не войны".
Израильский премьер вообще развивает сейчас бурную активность. После неудачной войны в Ливане рейтинг правящей партии "Кадима", лидером которой является Ольмерт, упал. Возможно, премьер считает, что поднять популярность партии помогут мирные инициативы и прогресс в отношениях с арабами. На этой неделе в Израиль должна была впервые приехать миссия Лиги арабских государств (создана в 1945 году, состоит из 22 членов). Делегацию возглавят главы МИД Иордании и Египта -- это страны, с которыми у Израиля заключены мирные соглашения. Но из-за годовщины войны в Ливане визит был перенесен на 25 июля. В центре внимания -- возможность заключения Израилем мира с другими арабскими странами.
Вчера получила продолжение еще одна инициатива. Страны Евросоюза предложили ввести на территорию Палестинской автономии миротворческий контингент. Несмотря на то что Израиль традиционно выступает против ввода миротворцев, на этот раз, по данным "ВН", он может изменить свою позицию. Глава МИД России Сергей Лавров вчера назвал предложение европейцев, "мягко говоря, теоретическим", так как пока не "определен состав и мандат" миротворческих сил.