Российские дипломаты продолжают помогать соотечественникам, попавшим в беду и нуждающимся в помощи. Вчера продолжилась эвакуация россиян из сектора Газа, где обостренная обстановка сохраняется после того, как в середине июня власть в этой части Палестинской автономии захватило "Исламское движение сопротивления" (ХАМАС). Корреспондент «Времени новостей» в Иерусалиме отправилась вчера на границу с сектором Газа, к израильскому контрольно-пропускному пункту «Эрец», где вместе с российскими дипломатами встретила группу российских беженцев. Из Палестинской автономии на автобусах, предоставленных им российским посольством в Израиле, они направились в соседнее королевство Иордания, откуда будут вывезены в Москву самолетом МЧС.«Было страшно. Особенно после того, как власть в секторе Газа захватил ХАМАС. А до этого времени, не преувеличивайте, жизнь в Газе была вполне сносная», -- россиянка Елена Альян, сказавшая это корреспонденту "Времени новостей", была среди двадцати граждан нашей страны, покинувших вчера сектор Газа. Вместе с ними контрольно-пропускной пункт «Эрец», предназначенный для перехода физических лиц, пересекли еще десять граждан Украины, три -- Казахстана, три -- Белоруссии и один гражданин Палестинской автономии, имеющий право на въезд в Белоруссию. Вместе с россиянами всего 37 человек.
Такое небольшое количество русскоязычных граждан, решивших покинуть сектор, вызвало удивление у представителей дипломатических миссий, встречавших соотечественников на КПП «Эрец». Ожидалось, что русскоязычных беженцев будет в четыре раза больше. В предварительных списках российского посольства на этот раз значилось 124 гражданина России и 36 граждан СНГ. «Мы будем лично связываться с каждым человеком, который был внесен в списки на эвакуацию, и будем выяснять, почему он изменил свое решение», -- с досадой заявил "Времени новостей" представитель России в автономии Алексей Погодин. В связи с тем, что в секторе Газа продолжает оставаться большое количество граждан России и стран СНГ, наш собеседник не исключил третьего этапа эвакуации: «Любому человеку, который захочет уехать из сектора Газа будет оказана поддержка».
После того как 14 июня движение ХАМАС захватило власть в секторе Газа, жизнь там, и без того небезопасная, стала невыносимой. «Было несколько дней, когда мы боялись выходить на улицу. В первые дни правления ХАМАС было разгромлено все, что еще оставалось целым, например они полностью разворовали наш благоустроенный пляж», -- рассказывает Елена Альян. По ее мнению, самое сложное для оставшихся сегодня в секторе Газа -- неизвестность: «Неизвестно, что несет завтрашний день». Постоянно возникают стихийные перестрелки на улицах, в секторе распространилось огромное количество мелких исламских радикальных группировок, которые не подчиняются ХАМАС.
Всего в секторе Газа на территории площадью 365 кв. км осталось около 1,5 млн человек. Непростую ситуацию усугубляют и израильские военные, которые регулярно проводят на территории сектора спецоперации, пытаясь обезопасить свою территорию от вылазок террористов и от обстрелов израильской территории самодельными палестинскими ракетами «Кассам».
Несмотря на все это, по оценкам самих эвакуируемых, около 80% русскоязычных жителей региона предпочли остаться в Палестинской автономии. «Многие из россиян, которые прожили в секторе более десяти лет, считают, что даже в разрушенной Газе жизнь у них лучше, чем где-нибудь в деревне под Ижевском. Уезжают в основном те, у кого нет работы», -- считает Елена Альян. Впрочем, и большинство тех, кто вчера все-таки решился покинуть сектор, намерены вернуться. Лишь немногие, в основном молодежь, говорят, что покинули этот регион навсегда.
«Моя жена и двое детей остались в Газе. Они не хотят уезжать, потому что у них нет палестинского гражданства, потому что его не существует в принципе, а есть только вид на жительство. Так что их просто могут не пустить обратно. Жена работает, она врач-акушер, мы же с дочкой планируем пару месяцев побыть у бабушки в Казахстане, а потом обязательно вернемся», -- делится своей историей с читателями "Времени новостей" эвакуированный гражданин Казахстана палестинец Сыям Заид. Он держит на руках пятилетнюю дочь, которая на вопрос, куда она едет, уверенно отвечает, что к бабушке в казахстанскую деревню. Из 37 вчерашних беженцев около 50% было детей от трех до 12 лет. Они в отличие от взрослых восприняли свой переезд как приключение, а вопрос о том, страшно ли им было жить в секторе Газа, вызывал у них лишь недоумение.
А вот брат и сестра -- 18-летняя Сара и 20-летний Анатолий Альян возвращаться не собираются: "В Газе у нас нет никакого будущего. Здравомыслящая молодежь стремится уехать из региона». Они тоже собираются отдохнуть несколько месяцев у бабушки в Волгограде, а потом поступить в один из университетов Египта.
После проверки на «Эреце» колонна с эвакуированными гражданами и сотрудниками дипломатических миссий направилась к иордано-израильской границе. В иорданской столице Аммане беженцы из сектора Газа провели ночь, и, возможно, уже сегодня специальным самолетом МЧС России все 37 человек будут доставлены в Москву. Напомним, что первую группу россиян и примкнувших к ним граждан Белоруссии вывезли с палестинских территорий 20 июня. Тогда сектор Газа и Западный берег реки Иордан покинули 80 человек -- почти вдвое меньше, чем значилось в списках. Украина самостоятельно эвакуировала из сектора Газа 91 соотечественника вместо планировавшихся 166 человек.
Вчера перед отъездом гражданка Белоруссии Александра (фамилию она решила не называть), покинувшая сектор Газа вместе с мужем и ребенком, рассказала корреспонденту "ВН" о своей мечте: «Когда я выходила замуж за палестинца, я не думала, что меня ждет такая жизнь. Теперь я мечтаю только об одном: чтобы у моей дочери была возможность гостить и у бабушки в Белоруссии, и у бабушки в секторе Газа. Может, я слишком многого прошу?»