|
|
N°120, 11 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Перемещение бизнеса в зоны, не представляющие интереса для целевой аудитории, является утопией»
На вопросы "Времени новостей" отвечает Майкл БОТТЧЕР, президент Storm International (казино "Шангри-Ла", "Ударник", "Супер Слотс").
-- Может ли создание игорных зон, на ваш взгляд, стать в России успешным бизнес-проектом?
-- Концепция игорных зон в мировой практике не нова, и, видимо, кому-то эта идея показалась привлекательной. Кому-то, чьи познания в индустрии азартных игр недостаточно глубоки. Могу лишь предположить, что выступающие в поддержку данного предложения ориентируются на Лас-Вегас -- Мекку азартных игр в американском штате Невада. Тем не менее необходимо вспомнить, что в Лас-Вегасе азартные игры впервые появились в 1931 году, но реальное развитие города началось в конце 40-х и достижение нынешнего уровня заняло более 50 лет. Наивно предполагать, что мы в состоянии сделать то же самое в России на территории четырех зон в течение двух лет.
Инфраструктура и социальный потенциал предложенных зон -- электричество, вода, газ, дороги, аэропорты, жилищный фонд, медицинские учреждения, охрана правопорядка, даже элементарная населенность территорий с точки зрения рабочей силы -- мягко говоря, недостаточно развиты. Анализ технической осуществимости подобных планов, составленный экспертами по запросу администрации президента Путина, показал, что потребуется минимум три года и восемь месяцев для открытия какого-либо заведения в наиболее благоприятной из зон. Другим зонам потребуется намного больше лет, чтобы прийти в соответствие требованиям, предполагаемым операторам.
Ни один отечественный оператор игорного бизнеса не выказал намерений осуществлять деятельность ни в одной из зон, а крупный международный оператор Sun International, приглашенный к переговорам в качестве потенциального партнера в один из регионов, принял четкое решение не принимать участия в подобном, изначально провальном проекте.
Также никто в отрасли не готов рисковать инвестициями в миллиарды рублей без соизмеримых инвестиций со стороны властей, ответственных за данные территории, чего ожидать не приходится. Данным средствам можно найти более достойное применение в социальной сфере, направив на нужды общества.
-- Насколько велика вероятность того, что тотальный запрет на деятельность игорных заведений в населенных пунктах приведет к возникновению массового теневого игорного бизнеса?
-- Любой запрет или ограничение азартных игр влечет появление нелегальных азартных игр. С тех пор как в Турции игорный бизнес вне закона, в одном только Стамбуле существует более 100 маленьких казино, контролируемых криминальными группировками и коррумпированными представителями власти. Существует много подобных примеров по всему миру -- от Бразилии до Индии и Китая, от Голландии до Австрии. Легальные казино существуют в каждой стране Европы и в большинстве штатов Америки.
Не вызывает вопроса существование того контингента (надо сказать, меньшинства из тех, кто посещает игорные заведения), у которого сформировалась зависимость от азартных игр. Но следует отметить, что 6--8% мирового населения страдает от той или иной формы зависимости -- табачной ли, алкогольной, игорной, и никакое законодательство не в состоянии это изменить. Где бы ни существовал легальный и контролируемый игорный бизнес, общество получает пользу в виде создания рабочих мест, налоговых поступлений, роста туристической привлекательности, улучшения служб социального обеспечения и, что немаловажно, защиты игроков. К тому же законы некоторых стран настаивают на принятии операторами рынка программы «Ответственная игра» -- то, что мы, например, уже давно делаем на добровольной основе. Компанией Storm International создан центр психологической поддержки и горячая линия для тех, у кого есть проблемы, связанные с азартными играми. В этой инициативе нас поддерживают и другие операторы.
Я работаю в этой отрасли более 34 лет и всегда слышал жалобы от тех, кто никогда не был в казино, по поводу связи азартных игр с наркотиками, проституцией, отмыванием денег и криминалом. Однако, работая в Англии, Соединенных Штатах, на Багамах, я не видел доказательств этому, так как там существуют и работают законы, запрещающие и предупреждающие подобные явления. Ответственные операторы в России в течение многих лет были вынуждены регулировать отрасль самостоятельно, чтобы не допускать подобные вещи, приносящие бизнесу только вред. Закрытие существующих ответственных операторов приведет к передаче индустрии в руки организованной преступности. И все то, чего так сегодня боятся российские власти в плане сращивания индустрии азарта с криминалом, станет реальностью.
-- Готов ли среднестатистический российский посетитель казино ездить играть за несколько тысяч километров?
-- Мы, разумеется, опросили наших клиентов, и подавляющее большинство из них ответили, что не будут ездить в далекие зоны, а, скорее, станут завсегдатаями нелегальных казино. Или, вывозя деньги из России, отправятся в одну из многих стран Европы или на Украину, где существует легальный игорный бизнес.
Азартные игры -- это форма развлечений, схожая с посещением баров и ночных клубов. Если бары и клубы также вывести в зоны, следует ожидать соответствующих последствий -- развитие подпольных заведений.
-- Какова была, на ваш взгляд, изначальная цель принятия закона о выводе игорного бизнеса в игорные зоны -- экономическая или, скорее, нравственная?
-- Искренне говоря, отрасль действительно нуждалась в серьезном регулировании, и наиболее ответственные операторы продвигали идею создания нового законодательства много лет. Оно было представлено в начале 2006 года и на протяжении нескольких месяцев обсуждалось в Думе. Существовал законопроект, поддержанный представителями отрасли и способный урегулировать положение дел в индустрии, особенно с точки зрения контроля и закрытия сомнительных слот-залов в столице и по всей стране, но вмешались лоббисты и стали возникать различные поправки. В результате совершенно логично к процессу подключилась администрация президента с решением сделать закон более строгим. К сожалению, она зашла слишком далеко с концепцией зон...
Я верю, что причина принятия закона относится, скорее, к нравственной стороне дела, чем к необходимости четкого законодательного регулирования игорной сферы, однако правительство одобряет лотереи и тотализаторы, что также является формой азартных игр. С точки зрения экономики перемещение существующего бизнеса в зоны, не представляющие интереса для целевой аудитории, является сущей утопией. Прежде всего следует упомянуть о 500 тыс. рабочих мест, созданных отраслью. Только лишь Storm International предоставляет 6000 рабочих мест. Помимо игрового персонала в индустрии заняты специалисты различного профиля: из сферы питания, финансовые специалисты, служба безопасности, юристы, строители и дизайнеры, маркетинг, постановщики шоу и артисты, компьютерщики, администраторы, сотрудники отделов кадров, водители, разнорабочие. Будут потеряны миллиарды рублей налогов (нелегальные казино не платят налогов, зато исправно платят коррумпированным чиновникам), а игроки, сейчас вносящие определенный вклад в экономику страны, будут вывозить свои деньги из России.
-- Ожидается ли перегруппировка участников рынка в связи с принятым законом?
-- После переговоров с другими операторами я понял, что никто не заинтересован в зонах. Нам всем придется просто закрыть заведения, как того требует закон, и прикрыть бизнес. Многие русские операторы присматриваются сейчас к зарубежным рынкам с легальным и законодательно урегулированным игорным бизнесом, куда можно было бы перевести русский менеджмент и свой бизнес. В реальности моя компания Storm International сейчас занимается тем же самым в партнерстве с нынешними русскими инвесторами. У нас уже есть возможности в странах бывшего СССР, а также на Дальнем Востоке, в США и Европе.
Мне бы хотелось видеть диалог между бизнесом и правительством, чтобы владельцы бизнеса и менеджмент могли бы дать консультации федеральному правительству, как это делалось раньше в Москве в разных отраслях. Я уверен: мы бы могли прийти к сбалансированному решению, основанному на существующем во всем мире законодательстве. К сожалению, пока этого не произошло, но у нас еще есть время. Теплится надежда, что здравый смысл возобладает и закон еще может быть изменен.
Зоны -- это не решение.
Дарья ГУСЕВА, Ирина СКЛЯРОВА