Госдума утвердила в третьем, окончательном чтении новую редакцию закона «Об исполнительном производстве». Законопроект, внесенный в ноябре прошлого года Владимиром Путиным, в минувшую пятницу единогласно поддержали 418 депутатов. Через сто дней после подписания президентом документ вступит в законную силу.
Поправки существенно расширяют полномочия судебных приставов, в чью задачу согласно закону входит «принудительное исполнение судебных актов».
Так, приставы получают право требовать от граждан и организаций немедленного исполнения решения суда о взыскании алиментов, заработной платы, восстановления на работе или в прежней должности. Кроме того, гражданам, не исполнившим решение суда (например, по выплате алиментов) в установленный срок без уважительных причин, может быть запрещено покидать пределы России. Судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении права на выезд за рубеж, которое после утверждения старшим приставом направляется в соответствующие эмиграционные и пограничные службы. «Мы должны понимать, что здесь речь идет не о неком абстрактном ограничении прав граждан, речь идет о защите других участников процесса гражданского оборота», -- пояснил позицию депутатов глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Приставы в числе прочего получают право входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое им (для этого достаточно разрешения в письменной форме, выданного старшим судебным приставом), а также накладывать арест и изымать имущество должника, в том числе денежные средства и ценные бумаги. Оценка арестованного движимого имущества должника производится приставом-исполнителем по рыночной стоимости. Причем если в течение одного месяца продать это имущество не удается, оно подлежит уценке на 15%. Если еще месяц спустя имущество остается нереализованным, его передают взыскателю за 25% от первоначальной стоимости.
Г-н Плигин, беседуя с журналистами, заметил, что сейчас в производстве службы судебных приставов находится примерно 27 млн дел, причем значительная часть судебных решений не исполняется. Расширенные полномочия исполнителей, по мнению депутата, призваны сделать работу судов более результативной. В свою очередь, представители адвокатского сообщества опасаются, что с повышением статуса судебных приставов возрастает опасность произвола. «В данном случае важно, как будет решен вопрос о судебном контроле деятельности исполнителей: сами ли они налагают арест на имущество или же они должны обратиться в суд с тем, чтобы наложить арест», -- подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель московской городской коллегии адвокатов «Адвокатское партнерство» Юрий Костанов. По словам адвоката, с одной стороны, новые полномочия приставов-исполнителей должны явно прибавить работы судьям, с другой -- расширение судейского корпуса пока не планируется.