|
|
N°117, 06 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Волжские энергозагадки
КЭС приобрел крупный пакет акций ТГК-7, на которую претендовал «Газпром»
«КЭС-Холдинг», электроэнергетическая структура «Реновы», объявил вчера о консолидации 23% акций Волжской территориальной генерирующей компании («ВоТГК», или ТГК-7). Как известно, несколько месяцев назад разные источники в «Газпроме» говорили, что концерну также интересна эта энергокомпания -- вторая по размеру в России ТГК после «Мосэнерго». При этом государству в результате реорганизации РАО «ЕЭС России», которое сейчас владеет 54,47% акций «ВоТГК», достанется 28,3% акций этой генерирующей компании, и если КЭС купит этот пакет, то он станет контрольным акционером. Именно эту цель -- получить контроль над «ВоТГК», как сообщил «Времени новостей» источник в КЭС, и преследует компания. Согласен ли с таким сценарием «Газпром», вчера вечером выяснить не удалось.
«ВоТГК» сформирована из 21 электростанции в Самарской, Саратовской, Ульяновской и Оренбургской областях. Установленная мощность -- 6879 МВт по электроэнергии и 30,7 тыс. Гкал/ч по теплу. Ранее все энергокомпании этих регионов были под управлением Средневолжской межрегиональной управляющей энергокомпании, которую возглавлял Владимир Аветисян до своего перехода в РАО в 2003 году. Именно с бизнесом г-на Аветисяна, как считается на рынке, связаны миноритарные акционеры «ВоТГК».
При этом КЭС уже давно стал интересоваться энергоактивами в регионах работы «ВоТГК». Прежде всего его интересовали Оренбургская и Саратовская области -- в первой есть активы у ТНК-ВР (ее исполнительный директор по развитию газового бизнеса Виктор Вексельберг является совладельцем «Реновы»), а во второй -- у Российских коммунальных систем (которые на 75% принадлежат «КЭС-Холдингу»). Полтора месяца назад КЭС приобрел на аукционе в РАО 100% акций «Оренбургэнергосбыта». Очевидно, что в этом регионе он намерен строить вертикально-интегрированный бизнес.
Глава КЭС Михаил Слободин заявил: «Холдинг последовательно шел к консолидации существенного пакета акций ТГК-7, в течение последних полутора лет осуществляя скупку акций компаний, формирующих основу Волжской ТГК, на биржевом и внебиржевом рынках». Источники «Времени новостей», близкие к ТГК, утверждают, что скупить такой огромный пакет было практически невозможно: структуры, близкие к г-ну Аветисяну, по его словам, очень жестко контролировали изменения в структуре капитала всех региональных энергокомпаний. «Чужих там не могло быть по определению», -- говорит он. Поэтому тот факт, что г-н Слободин собрал крупный пакет, говорит о следующем: либо структуры г-на Аветисяна неожиданно вышли из капитала «ВоТГК», либо КЭС собирается с ними вести совместный бизнес -- а это, как отмечают, эксперты, маловероятно.
При этом сама ТГК-7 на биржу до сих пор не попала, что нехарактерно для такой крупной компании. По мнению экспертов, близких к самарскому энергорынку, так долго компанию не выпускают на биржу только с той целью, чтобы к моменту продажи ее акций, принадлежащих РАО, рыночная цена не успела сильно вырасти (как это было с другими ТГК и ОГК). Дело в том, предполагают они, что структуры, близкие к г-ну Аветисяну, собирались сначала увеличить свой пакет этой ТГК, а потом, когда акции вырастут, хорошо его продать. Например, «Газпрому», который интересовался «ВоТГК», так как в Приволжском федеральном округе у концерна много энергоемких активов.
Что произошло сейчас, пока непонятно. Не исключено, говорит источник, близкий к «ВоТГК», что сделка с КЭС -- это попытка г-на Аветисяна найти себе новую хорошую должность, ведь через год РАО уже не будет. А сам г-н Аветисян как-то сказал, что уже в этом году собирается покинуть энергохолдинг. «А может, это какая-то многоходовая сделка с участием ТНК-ВР, которая позволит «Газпрому» задешево получить ТГК-7», -- не исключает другой источник «Времени новостей» на энергорынке.
Г-н Аветисян вчера был недоступен для комментариев.
Николай ГОРЕЛОВ