На последнем заседании весенней сессии Государственной думы
депутаты приняли поправки в закон «О рекламе». С 1 июля 2008 года рекламные места будут распределяться между участниками рынка на аукционах или конкурсах -- в зависимости от предпочтений органов местного самоуправления. Но самих депутатов и участников рекламного рынка гораздо больше интересует ситуация с наружной политической рекламой, размещение которой на билбордах вне времени избирательной кампании запретила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Напомним, что переписка Центризбиркома и ФАС на прошлой неделе закончилась подготовкой законопроекта о техническом уточнении положений части 2 статьи 19 закона о рекламе, в котором предусматривается возможность размещения на рекламных конструкциях также политической рекламы, в том числе предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума. В июне ФАС заявила о неправомерности размещения рекламы политических партий на рекламных щитах. В своем ответе на запрос Центральной избирательной комиссии ФАС пояснила, что политическая реклама не подпадает под определение, данное в законе "О рекламе". При этом согласно закону рекламные конструкции должны использоваться только в целях распространения рекламы. В Центризбиркоме в ответ заявили, что с позицией антимонопольной службы не согласны и намерены продолжить консультации по этой проблеме.
По закону под понятие рекламы подпадает только коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке. Поскольку объекты политической агитации в России не являются товаром на рынке и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, политическая реклама юридически рекламой не является. Этим мотивом руководствовалась ФАС, выступая против размещения политической рекламы на рекламных конструкциях. Правда, запрет размещения политической рекламы на рекламных конструкциях не влияет на возможность распространения ее с помощью других средств (театральные тумбы, афиши, информационные стенды). В результате ЦИК и ФАС договорились, что партии все-таки могут использовать щитовую рекламу, но только во время предвыборной кампании.
Таким образом, по словам представителей рекламного рынка, все заказы, принятые от политических партий на июль и август, можно будет разместить только в сентябре (официальный старт предвыборной кампании будет дан между 17 августа и 2 сентября). Решения антимонопольной службы носят рекомендательный характер. При этом законопроект, подготовленный ФАС, депутаты смогут рассмотреть уже на следующей сессии, осенью. Но уверенности в том, что единороссы захотят ограничить себя в рекламных правах, нет. Пока же при возникновении конфликта между рекламодателем, партией и властью вопрос будет решаться в суде.
Практически предугадал результаты переписки ФАС и ЦИК мэр Курска Виктор Суржиков. Он еще в первых числах июля запретил политрекламу на билбордах, после чего с 40 щитов была снята агитация « Справедливой России». Правда, партийцы пообещали искать другие трактовки законодательства и обходить новый запрет -- пока ничто не мешает размещать, например, социальную рекламу с использованием слоганов партий. По некоторым данным, пострадали разнопартийные щиты в Петербурге, Москве и еще ряде регионов.
Член ЦИК Елена Дубровина рассказала «Времени новостей», что не совсем согласна с позицией ФАС: «Я не считаю, что политическая реклама должна быть в ущербном положении по сравнению с коммерческой. Политика -- сфера, обслуживающая интересы общества в целом. Мы должны дать возможность участникам избирательного процесса рассказать о себе, чтобы потом можно было бы проследить, кто за что отвечает. И вообще государство имеет право проконтролировать, откуда деньги у партий. Если из запрещенных источников -- принимайте меры». Г-жа Дубровина напомнила, что во время избирательной кампании все должно работать на выборы, нужно дать как можно больше информации о выборах избирателям, а между партиями и кандидатами должно быть равенство. Тем более что международного опыта по запрету политической рекламы между кампаниями практически нет. Правда, избирательные фонды в развитых демократиях более прозрачны, чем в России.
Бывший глава Центризбиркома, президент Независимого института выборов Александр Иванченко считает, что ФАС просто стала воспринимать политику как субъект рыночных отношений. «Рынок политической рекламы в России находится в зачаточном состоянии, нужно еще две-три избирательные кампании, чтобы он прижился, -- пояснил он «Времени новостей». -- ФАС поняла, что нужно регулировать и политическую рекламу, так же как коммерческую, но пока, видимо, не знает, как именно это сделать. Получается, что партии могут полноценно соревноваться между собой только в течение избирательной кампании. Зато теперь все обратили внимание на то, что и в политической борьбе должна быть конкуренция».