|
|
N°117, 06 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опыт Тернера усвоил Кандинский
Учреждена новая премия в области современного искусства
Как в России стимулируют современную художественную жизнь? Плохо! Московская биеннале пока пребывает в затяжном организационном кризисе. В художественных вузах отступников от рутинной академической системы (как преподавателей, так и студентов) просто гнобят и увольняют. Отвечающего последним требованиям цивилизованного мира музея современного искусства нет. Система грантов не разработана. Вроде бы существует несколько премий за успехи на ниве «контемпоральности». Но их мало, а их общественный резонанс (и денежный эквивалент) слабы. «Государыню» (государственную премию) оставим за скобками. Энто ваще недоразумение.
Первой, возникшей из ежегодной выставки «Мастерские Арт-Москвы» премией в области современного искусства является «Черный квадрат». Она, конечно, сподвигает молодых художников (особенно провинциалов) мыслить и творить, но функция ее скорее поощрительная. Маленький аванс на будущее. Есть у нас еще и рейтинг-премия «Соратник» (кстати, очередной раз ее вручали только что на «Арт-Стрелке»). Это премия внутрицеховая. 101 художник в течение двух месяцев выбирает трех лучших коллег по цеху. Учреждение ее частная инициатива куратора Ольги Лопуховой и художника Антона Литвина. Размер совсем символический. А результаты последнего рейтинг-голосования свидетельствуют о проблемах с адекватным самовосприятием у многих членов нашего арткомьюнити. Добрый десяток приглашенных на роль экспертов мэтров (Юрий Аввакумов, Анатолий Осмоловский, Дубосарский/Виноградов... продолжать или стыдно?) в графе «лучший художник» записали... самих себя. Такой же междусобойчик творится в оргкомитете первой государственной премии в области современного искусства «Инновация». Члены жюри там вручают премии членам экспертного совета, и наоборот...
Механизмы нормального функционирования современного искусства в России не разработаны. Притом само искусство пользуется большим авторитетом даже в мировом сообществе (следите за фестивалями уровня «Документа» и за стендами галерей на лучших мировых ярмарках). Выровнять ситуацию призвана новая «Премия Кандинского», о рождении которой объявили сегодня ее учредители: Deutsche Bank и журнал «Арт-Хроника». Модель ориентируется на образцы авторитетных мировых премий. Главная номинация -- «Художник года». Победителя выбирает жюри, состоящее из известных в мире кураторов, директоров музеев. Приз художнику года составляет 40 тыс. евро. Эта номинация обрамлена другими: «Молодой художник», «Медиапроект года», приз голосующих в музеях, на выставках и в Интернете зрителей. Ближайший аналог «Премии Кандинского» главная британская награда в области современного искусства -- премия имени великого пейзажиста первой половины XIX века Уильяма Тернера, которая присуждается лондонской галереей «Тэйт» современным британским (хотя бывают исключения) художникам. Лауреаты этой премии -- художники до 50 лет -- получают ту же сумму, что обещана «Премией Кандинского».
Заявки на новую премию подаются с сегодняшнего дня. По итогам шорт-листа (50--60 проектов) осенью будет устроена выставка в Санкт-Петербурге и Москве. 4 декабря (день рождения Кандинского) 2007 года узнаем имя первого победителя.
Сергей ХАЧАТУРОВ