|
|
N°2, 10 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вертеп в зале Чайковского
Рождество озвучили фольклором, роком и Павлом Кармановым
На днях Концертный зал имени Чайковского предстал в довольно непривычном виде: декорации (см. фото), висящий «звуковой объект» в виде огромной, похожей на птицу волынки над сценой и масса самых разноплановых музыкантов на сцене. В произведении под названием «Вертеп. Смерть царя Ирода» были задействованы разом вокальный ансамбль древнерусской музыки «Сирин», ансамбль Opus Posth, Марк Пекарский со своими разнообразнейшими ударными инструментами, оркестр «Гнесинские виртуозы», духовик, этнозвезда и участник группы «Альянс» Сергей Старостин и, совершенно неожиданно, рок-группа «Вежливый отказ». Вся эта пестрая компания должна была повторить «народную драму», исполнявшуюся во время оно на ярмарках.
Действо сочетает библейский сюжет о рождении младенца Иисуса (рождение Христа, поклонение пастухов и волхвов, избиение младенцев царем Иродом, бегство Спасителя в Египет, плач Рахили, смерть царя Ирода и Христославие) с русскими дохристианскими музыкальными и исполнительскими формами. Часть музыки написал композитор-минималист Павел Карманов, часть составил аутентичный фольклор, которым, собственно, «Сирин» и занимается.
Идея синтеза культур и стилей получила довольно внятное сценическое воплощение, несмотря на то что звук слегка подкачал и «звучащий объект», висящий под потолком, никто так и не услышал. Музыканты тоже не подвели -- «Сирин» пел прекрасными голосами, Opus Posth играл минималистские темы Карманова (некоторые, впрочем, даже вполне попсовые), ударники Марка Пекарского издавали разнообразные звучки, один раз даже сымитировав бой часов и шелест часового механизма. «Вежливый отказ», одна из самых необычных групп так называемого «русского рока», растворился в общем саунде. Их к тому же посадили на сцене так, что сидящим справа зрителям музыкантов не было видно, и некоторые недоумевали: откуда взялась бас-гитара? Неужели «фанера»? Вокалист «Отказа» Роман Суслов исполнил некоторые сольные партии своим ни на чей не похожим голосом. Удивительно, что «солянки» не получилось, несмотря на пугающее разнообразие.
Реакцию публики можно описать противоречивым словосочетанием «восторженное оцепенение»: битком набитый зал (лишний билетик спрашивали на входе) сидел не шелохнувшись, пристально глядя на сцену, а по окончании устроил продолжительную овацию. Мероприятие устраивал культурный центр «Дом». Поэтому, зная «домовские» мероприятия в зале Чайковского, народ, отхлопав, приготовился ко второму отделению. Но больше никто ничего не сыграл. Действительно, а что на бис-то можно было сыграть? Второе пришествие?
Александр БЕЛЯЕВ