В решающий для России, Австрии и Кореи день голосования Международного олимпийского комитета по выбору столицы зимней Олимпиады 2014 года столица Гватемалы проснулась от криков. Нанятые австрийской делегацией местные жители с семи утра, размахивая флагами, кричали «Зальцбург! Зальцбург!» под окнами гостиницы, где живут члены Международного олимпийского комитета. Все остальные делегации были неприятно поражены. По традиции в день голосования уже не занимаются агитацией и уж тем более не нанимают для этого местных жителей. Российской делегации оставалось лишь рассчитывать на беспристрастность членов МОК и качество заявки.
Накануне дня голосования
Владимир Путин, приехавший в Гватемалу лично поддержать российскую заявку, посетил Русский дом. Там, несмотря на двадцатиградусную гватемальскую зиму, был построен настоящий каток. Президент посмотрел ледовый балет «Спящая красавица» (после голосования занавес, отделяющий Русский дом от улицы, будет снят, и шоу, которое смотрел президент, смогут увидеть все желающие). Впрочем, пробыл там президент недолго и, сфотографировавшись с несколькими простыми посетителями, уехал к себе готовиться к выступлению на сессии МОК. Он лично проводил генеральную репетицию презентации и, как рассказал «Времени новостей» один из членов делегации, переписывал свою речь, делая ее более насыщенной и живой.
Российская презентация выглядела безупречно. На соревнованиях кто-то из спортсменов любит выступать в начале программы, кто-то -- в конце. Российской команде выпало первой представлять свою заявку. Это выглядело хорошим знаком: ведь все претенденты использовали примерно одинаковые аргументы, и к концу третьей, корейской презентации члены МОК могли уже и подустать. Тем более что российская команда блистала настоящими звездами.
«Сборная» нашей страны могла бы победить и в реальных олимпийских играх -- заявку представляли Вячеслав Фетисов, Светлана Журова, Евгений Плющенко, а также «летний» олимпийский чемпион Александр Попов и паралимпийский чемпион лыжник Михаил Терентьев. Захватывающие виды Кавказских гор, Красной Поляны и Черноморского побережья чередовались с выступлениями знаменитых спортсменов. При этом с экрана сочинскую заявку поддерживали другие знаменитые олимпийцы -- фигуристки Ирина Роднина, Катарина Витт и Лю Чен, горнолыжник Марк Жирарделли, хоккеисты Вячеслав Третьяк, Вячеслав Быков, Стив Айзерман, биатлонист Николай Круглов.
Капитаном этой настоящей команды мечты был Владимир Путин. Ожидая экспромтов от президента, журналисты накануне обсуждали, пообещает ли Путин возглавить национальный Олимпийский комитет в случае победы Сочи. Но он предпочел обойтись без подобных заявлений, выступив (на прекрасном английском) как гарант -- инвестиций, снега, удобства для олимпийцев и, главное, огромного желания граждан России принять Олимпиаду.
«Сочи -- уникальное место. На побережье вы можете наслаждаться прекрасным весенним днем, в то время как в горах настоящая зима. Я там катался на лыжах шесть или семь недель назад и могу вам точно сказать: настоящий снег гарантирован», -- пообещал Путин.
Его экскурс в прошлое должен был заставить членов МОК задуматься, почему вообще Олимпиады проходят где-то в других местах, а не в Сочи. «Древние греки жили как раз в окрестностях
нынешнего Сочи. Как раз там я увидел камень, к которому, как гласит легенда, был прикован Прометей, -- рассказал президент. -- Именно Прометей, как мы помним, дал людям огонь, который стал огнем Олимпиады».
Но, не дав слушателям обдумать этот факт, Путин сообщил: «Мы гарантируем, что строительство олимпийских объектов будет закончено вовремя. На это мы выделяем крупную сумму в 12 млрд долл.». Путин привел один из главных аргументов сочинской заявки: «70% участников будут размещены в пяти минутах ходьбы от мест проведения соревнований». Этот факт, видимо, сильно впечатляет и его самого: в этот момент Путин единственный раз отклонился от текста и, сделав паузу, спросил у зала: «Неплохо, да?»
Кроме того, Путин пообещал (видимо, пользуясь служебным положением) сочинской Олимпиаде некоторые специальные условия: «Мы планируем отказаться от ограничения на минимальный срок пребывания делегаций, и это будет оговариваться законом».
В конце своей речи Путин все-таки удивил зал, неожиданно перейдя на французский. На языке основателя современных Олимпиад Пьера де Кубертена он заверил, что россияне искренне желают принять Игры в Сочи и обещают провести их на высшем уровне.
Александр Попов образно и трогательно объяснил решимость Сочи победить. Он рассказал, как в день своего 20-летия участвовал в соревнованиях вместе со своим кумиром -- Марком Спитцем. Великий пловец сказал Попову: «Если ты хочешь стать олимпийским чемпионом, стань им в 20 лет, а не в 24». Как известно, в итоге Попов четырежды поднимался на «золотой» пьедестал.
Не могло оставить равнодушным эмоциональное выступление паралимпийского чемпиона Турина Михаила Терентьева. В юности он выступал в лыжном двоеборье, но стал инвалидом из-за падения во время прыжка. Паралимийское движение помогло ему вернуться к жизни. «Паралимпийские игры в Сочи заставят мое сердце взлететь выше, чем все мои прошлые прыжки с трамплина», -- сказал он.
Выступления участников были настолько исчерпывающими, что по итогам вопросы были лишь у одного члена МОК -- монакского принца Альбера. Он задал вопрос о самом слабом, как считают многие, месте сочинской заявки: все ли в порядке в регионе со снегом и точно ли он выпадет в 2014 году? Путин не сдержался и перебил собравшегося было отвечать принцу вице-премьера Александра Жукова. Президент России с видимой досадой, что его выступлению не поверили, напомнил принцу Альберу: «Я уже говорил в своей презентации: я катался там совсем недавно, там было 5--6 м снега. И так каждый год!». Глава заявочного комитета Сочи Дмитрий Чернышенко, который наверняка готовился отвечать на вопрос о снеге, заверил принца, что за все 40 лет его жизни в Сочи не было ни одной бесснежной зимы, и эмоционально добавил: мы могли бы экспортировать снег в другие страны. Впрочем, когда аналогичный вопрос прозвучал на пресс-конференции часом спустя, г-н Чернышенко все-таки признал: «Мы будем готовить все необходимое оборудование для искусственного снега».
Ни в корейской, ни в австрийской презентации почти не участвовали знаменитые спортсмены. Единственной звездой, которая оказалась в группе поддержки корейской заявки, был итальянский горнолыжник Альберто Томба. Он с удивлением отметил, что в Корее тоже есть снег.