|
|
N°117, 06 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кадры решают все
Компания АНКОР собрала в России уникальную базу квалифицированных работников
Рост российской экономики привел к бурному развитию в стране рынка кадровых услуг. По данным экспертов, в 2006 году объем рынка рекрутмента составил 300 млн долл. В этом году он должен вырасти более чем на треть и составить 500 млн долл. О перспективах и особенностях развития в стране кадрового бизнеса рассказывает президент холдинга АНКОР Игорь ХУХРЕВ.
-- Как вам пришла в голову идея создать рекрутинговую компанию в 1990 году, когда в России еще мало кто себе представлял, что это за диковина такая -- рекрутмент?
-- В конце 80-х годов в нашу страну дружно потянулись иностранные компании, которые стали создавать здесь совместные предприятия. Именно они принесли на отечественную почву новации рыночной экономики. Мне как профессиональному психологу предложили заняться подбором кадров для советско-британского СП Icon. Поэтому пришлось обучаться западным технологиям кадровой работы, применяя их к специфическим условиям российской действительности. Тогда же возникла мысль: а почему бы не продавать рекрутинговые услуги другим компаниям? Этот бизнес неожиданно даже для нас оказался привлекательным и востребованным. Ведь иностранцы вообще не представляли, как в чистом виде использовать свои наработки на нашем рынке. Группа моих коллег по науке предложила владельцам Icon совместно развивать это перспективное направление, но не встретила понимания. Тогда мы решили создать независимое кадровое агентство SPARK, которое в 1990 году получило новое название АНКОР -- «Анализ. Консультирование. Рекрутмент». Получив известность, торговая марка компании перестала расшифровываться.
-- Кто они, ваши основные клиенты и потребители услуг?
-- В самом начале деятельности АНКОР работал в основном с иностранцами, которые не знали о нашем едва зарождающемся рынке почти ничего. С началом возрождения отечественной экономики российские бизнес-структуры все чаще стали пользоваться нашими услугами, особенно в восточных регионах страны, в Сибири и на Дальнем Востоке. А в центральном и северо-западном регионах по-прежнему погоду продолжают делать иностранные компании, которые составляют сегодня около 60% всей нашей клиентуры. В списке наших партнеров значатся крупнейшие российские и международные компании всех секторов бизнеса.
-- Ваши основные конкуренты работают в Москве, тогда как АНКОР с самого начала сделал ставку на регионы, где теперь лидирует. Вы полагаете, что угадали с направлением «главного удара»?
-- Я бы не хотел оценивать нашу работу военными терминами. В нашем бизнесе все происходит достаточно мирно и цивилизованно, иначе бы иностранные игроки не пришли столь массово на наше экономическое поле. При этом АНКОР с 1992 года приступил к формированию своей региональной сети. Надо учитывать, что с 1993 по 1998 год компания действовала в качестве франчайзинговой структуры крупнейшего американского рекрутера -- RWJ/Express Personnel Services. Освоив западные технологии кадрового бизнеса, мы стали создавать в регионах свою аналогичную сеть. А когда клиенты все чаще стали уходить в регионы, это направление стало приоритетным в деятельности АНКОРа, который первым пришел в глубинку России. Не думаю, что мы угадали развитие событий, скорее просчитали такой их ход. Ведь Москва не может удовлетворить растущие запросы бизнеса, для которого просторы России становятся все более привлекательными и выгодными для инвестирования.
-- АНКОР отказался от франчайзинга потому, что «нагулял» силу?
-- Не только по этой причине. В 2004 году мы поняли, что эта организация бизнеса себя уже исчерпала. Тогда мы имели 15 подобных офисов, в которых все труднее становилось контролировать стандарты и качество оказания фирменных услуг. В результате было принято решение развивать только собственный региональный бизнес. В результате новой политики мы купили или создали с нуля 33 филиала, работающих с 2006 года в составе единого холдинга. Сегодня компания присутствует во всех городах-миллионниках, а ее база располагает сведениями о работниках всех областей. Следующий ориентир -- охват всех городов с населением свыше 500 тыс. человек.
-- Эти намерения соответствуют темпам роста национального рекрутингового рынка?
-- По нашим оценкам, в 2006 году крупные региональные рынки, такие, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, показали темпы роста до 30%. При этом динамика развития рынков городов с населением менее 500 тыс. человек достигала порой 50-процентного роста. О том, что тенденция сохраняется, свидетельствуют данные холдинга по первому кварталу, когда рост доходов в Москве составил 40%, а в большинстве регионов России вышел на уровень 67%. Поэтому мы приняли решение в течение двух ближайших лет увеличить свою филиальную сеть до 44 офисов. На решение этой задачи планируем потратить более 1 млн долларов.
-- Будет ли АНКОР расширять экспансию за рубежом?
-- В ближайшие месяцы мы собираемся открыть собственный офис в деловой столице Казахстана -- Алма-Ате и еще один на Украине -- во Львове. При том, что сегодня мы уже имеем три офиса на Украине (Киев, Днепропетровск, Одесса) и один в Белоруссии (Минск). Если ситуация будет развиваться так же благополучно и далее, АНКОР расширит географию своей деятельности за границей.
-- В каких сегментах рынка, по вашим оценкам, лидирует сегодня АНКОР?
-- Не хочу показаться нескромным, но независимые эксперты отдают нам пальму первенства в нефтегазовом секторе, фармацевтике, автомобилестроении, информационных технологиях, телекоммуникации, гостиничном бизнесе и ряде других ключевых отраслей национальной экономики. Наше конкурентное преимущество не только в стаже и опыте работы на отечественном рынке, но и в оказании комплексных услуг. Холдинг занимается подбором персонала всех уровней, начиная с рядовых сотрудников и заканчивая руководящими позициями. Кроме того, мы занимаемся подготовкой обзоров заработных плат и компенсаций, аудитом и оценкой персонала, предоставлением временного персонала на различные сроки, выведением его из штата компаний.
-- Тогда в чем был смысл объединения с компанией Unistaff?
-- Объединение с группой компаний Unistaff приведет к диверсификации бизнеса и создаст нам солидные конкурентные преимущества. При этом клиенты получат более широкий спектр услуг. Ведь наши партнеры являются лидерами в расчете зарплаты. Таким образом, дополняя друг друга, объединившиеся компании получат очевидные стратегические преимущества и смогут самым серьезным образом изменить конкурентные отношения в отрасли. Надо заметить, что с ростом российской экономики во всех отраслях идет процесс консолидации и укрупнения бизнес-структур, способных решать все более масштабные проекты. В этих условиях старый лозунг «Кадры решают все» получил актуальность и принципиально новое содержание.
Беседу вел Владимир ДОНСКОЙ