|
|
N°116, 05 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И все-таки «лед тронулся»
Я как зритель почти каждый вечер, кроме разве новогодних каникул, бывших «кинобудками повторного фильма», находил что-то действительно меня интересующее.
Просто перечисляю:
1. Большие постановочные игровые фильмы «Андерсен. Жизнь без любви» и «Кочевник», которые можно было увидеть только на «Первом канале».
2. Сериалы -- «Тихий Дон», который вместе с невиданной прежде дискуссией о телевизионном произведении начал сезон на «Первом», и настоящая, серьезная экранизация произведений Варлама Шаламова «Завещание Ленина» на канале «Россия».
3. В документальном кино лидировала «Документальная камера» Андрея Шемякина на канале «Культура», программа, которую я вместе с ее естественным приложением/продолжением -- программой «Фестивальное кино. Вне конкурса» назвал бы «телеуниверситетом документального кино». Среди собственно теледокументалистики отмечаю фильмы Алексея Денисова «Иван Бунин. Окаянные дни» и «Украденная победа» на канале «Россия» и «Документальное кино Леонида Млечина» на «ТВ-Центре», особенно два его цикла -- посвященный Шестидневной войне на Ближнем Востоке в 1967 году и «Женщины, мечтавшие о власти», а также фильмы «Ребенок для фюрера» и «Изнасилованный город. 1937».
4. Классический историко-биографический цикл Игоря Волгина «Жизнь и смерть Достоевского», программа «Кто мы? Реформы по-русски» Феликса Разумовского и «Секретные проекты», («Культура»), а также премьеру этого канала «Власть факта». А «История государства российского» на «ТВ-Центре» кроме «повторения пройденного» дает возможность еще и услышать классически-безупречный, с изящным архаическим обаянием звучащий русский язык Николая Михайловича Карамзина. Вот что меня искренне поучало в прошедшем сезоне.
Так же искренне меня развлекали: «Минута славы» на «Первом» и «Фабрика мысли» на «ТВ-Центре», потому что остроумная техническая идея радует так же, как хороший анекдот, в то время как миниатюры «Дальних родственников» (РЕН ТВ), «Женской лиги» и «Зачем вы, девочки?» (ТНТ) и особенно «6 кадров» (СТС) прямо-таки героически атаковали «аншлаговский» юмор.
И так же искренне раздражало, но не более, все, что было придумано с участием так называемых звезд, -- танцы, фигурное катание, цирковые и боксерские дилетантские с ними потуги, по поводу чего так и хочется перефразировать Чехова -- странные люди эти телезвезды, да и люди ли они вообще... И процитировать Пастернака: «Быть знаменитым некрасиво...»
А персоной сезона я бы назвал Телезрителя, к которому на телевидении стали, кажется, относиться с уважением, признав, что у него все-таки есть голова, посредством которой он не только «хавает».
Сергей ФОМИН, журнал «Телефорум»