Время новостей
     N°116, 05 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2007
Минуты славы королей эфира
Телевизионный сезон-2006/07 получился достаточно ординарным -- не лучше, но и явно не хуже предшествующих. На каналах хватало ярких премьер, на телевизионном рынке -- важных для индустрии событий, наверняка не замеченных большинством «рядовых» телезрителей. Чем обернется для всех нас очередной передел рынка, выразившийся в приобретении холдингом «Проф-Медиа» каналов «Муз-ТВ», MTV и «ТВ-3», возможно, станет ясно уже осенью. После чудесного превращения купленного в прошлом сезоне «Рамблера» в анимационный канал «2х2» от нового медиагиганта можно ждать самых немыслимых сюрпризов. Сенсационный старт «2х2» стал, пожалуй, главным индустриальным событием этого сезона. Успех немудреного мультяшного ресурса подтвердил очевидный факт: самая активная (и оттого самая привлекательная для телекоммерсантов) часть аудитории не хочет смотреть традиционные эфирные каналы, предлагающие в принципе один и тот же набор развлечений.

«Короли эфира», определяющие программную политику главных каналов страны, прекрасно понимают, чем грозит для них внешне благостный «телезастой». И потому делают все возможное и невозможное, чтобы хоть как-то отличиться от заклятых друзей и коллег. Одни каналы увлекаются сложнопостановочными шоу, другие -- менее затратным трешем, выдаваемым за особую правду жизни. «Реалисты» зачастую добиваются более высоких рейтингов, чем мастера «большого стиля». Самые масштабные проекты в сфере телеразвлечений («Минута славы», «Звезды на льду», «Король ринга») в этом сезоне прошли на «Первом канале». Самые скандальные («Сук@любовь», «Русские сенсации» и очередные выпуски «Чистосердечного признания» и «Чрезвычайного происшествия») -- на НТВ. Здесь, кажется, закончился ребрендинг, начавшийся с приходом гендиректора Владимира Кулистикова, -- новостное НТВ окончательно превратилось в «криминально-новостной» канал, день и ночь пугающий зрителей. Странная участь для третьей федеральной кнопки...

Впрочем, трешем в чуть более деликатных формах не брезгуют нынче и «Первый», и «Россия». Там он идет под маркой «расследований» и «документального кино». «Первая тройка» пытается использовать приемы, работающие на «маргинальных» каналах, а маргиналы тем временем потихоньку смещаются в сторону телевизионного мейнстрима. Одним из главных сюрпризов сезона стал впечатляющий успех канала ТНТ, выпустившего сразу несколько ярких телевизионных шоу -- «Кандидат», «Битва экстрасенсов», «Необъяснимо, но факт», «Наша Russia». Очевидно, что в следующем сезоне ТНТ будет главным конкурентом «первого развлекательного» -- канала СТС. У СТС, сделавшего ставку на сериалы, сезон получился сумбурным. По-настоящему удалось только «Кадетство», вышедшее за рамки очередного «военного» формата и ставшее не только новым брендом канала, но и любопытным явлением в жизни российской молодежи. Той самой, за которую бьются все без исключения каналы страны.

Елена ЛАНКИНА, «Московские новости»