Время новостей
     N°116, 05 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2007
Сезон информационной апатии
Рейтинговое поголовье зрителей успешно удерживало только развлечение: хорошие цифры собирало и нарядное бравурно-звездное и агрессивное криминально-трешевое. Это был сезон торжества развлекательного переедания и информационной апатии. Основной язык и стиль такого ТВ -- страсти, возбуждение эмоций, пробуждение агрессии. Это сезон рождения слогана «Выключи мозги. Включи «2х2» и демонстрации периферийных успехов круглосуточного канала «Вести 24» -- другого телевидения для другого зрителя.

Успехи -- зрелищные шоу на «Первом», который в это сезоне снискал славу «Первого развлекательного». «Завещание Ленина», «Рожденные в СССР» («Россия») -- ничего более драматического и пронзительного в смысле содержания больше не было ни в художественном, ни в документальном кино. В обеих работах еще и режиссура настоящая -- с достоинством. «Дежурный по стране» («Россия»), «Сто вопросов взрослому», «Народ хочет знать» («ТВ-Центр»), «Школа злословия» (НТВ), «Закрытый показ» («Первый»), «Тем временем» («Культура»), «Неделя» (РЕН ТВ), «Истории в деталях», «Кадетство» (СТС), «Кандидат» (ТНТ), «Один день с Кириллом Набутовым», репортажи Андрея Лошака и фильмы Алексея Поборцева (НТВ) -- телепрограммы, где людей -- героев, приглашенных и зрителей -- еще числят людьми, а не статистами, хлопальщиками, быдловатыми хохочущими уродами, массовкой или материалом для очередной сенсации.

Тенденция сезона -- окончательно оформилось модное треш-направление (флагман -- «Программа максимум»). Конечно, такое телевидение, показывая отвратительное и страшное вообще и безысходность существования маленького и бесправного человека в частности, освобождает обывателя от ужаса реальной жизни, по пути иногда помогает несчастным и даже противостоит пошлой, аполитичной глянцевой «гламурности». Но его эмоциональная антигуманность по-прежнему сильнее, чем позитивный посыл «Главного героя» -- проекта знакового, но очень неровного.

Безобразия сезона: политпросвет в том, что называется новостями государственных каналов, серия пропагандистских кампаний (антигрузинская, «несогласные», «проблема памятников» и пр.) и буйный успех криминально-трешевых форматов. «Вклад в телевидение» всяческих «ЧП» -- то есть смакование смерти, криминальных подробностей и человеческой деградации -- даже поощрили государственной наградой. Теперь выходит, что именно такая «плодотворная работа» считается заслугой перед Родиной.

Цинизм многих телевизионных работников стал, по-моему, угрожающим. «Хороший тон» теперь, что называется, «за кадром» брезговать своим телевидением, понимающе ухмыляться, сетовать, говорить о вынужденных обстоятельствах, разводить руками, а публично -- объяснять сервильность, заказуху, китч и аморальность требованиями клиента -- обывателя или власти. «ТВ -- это всего лишь сервис» или «ТВ -- это всего лишь бизнес». Эта тенденция уходящего сезона называется распадом сознания.

Анна КАЧКАЕВА, «Радио Свобода»