Рост автопарка в российской столице, приведший к возникновению ежедневных пробок на основных трассах города, имеет и положительные стороны. Столичные депутаты-единороссы, понимая, что автомобилисты в Москве составляют значительную часть электората, отказались вчера принимать
законопроект о повышении ставок транспортного налога в том виде, в котором он был «спущен» из мэрии. Обсуждавшиеся Мосгордумой поправки в закон «О транспортном налоге», предусматривающие повышение ставок на машины мощностью более 100 лошадиных сил в 1,5 раза, вызвали желание взяться за редакторское перо как у представителей оппозиции, так и у соратников градоначальника по «Единой России». И в результате полномочный представитель мэра в городском парламенте, его первый заместитель Анатолий Петров был вынужден отозвать документ, вызвавший негодование столичных автомобилистов.
Московские единороссы, видимо, решили, что столь резкое повышение ставок может отпугнуть в год выборов в Госдуму электорат Юрия Лужкова, на который рассчитывает партия власти. Лидер фракции «Единой России» в Мосгордуме Андрей Метельский почти сразу же призвал коллег и представителей исполнительной власти отложить рассмотрение документа, так как тот «не готов». Г-н Метельский полагает, что власти города, в котором значительная часть жителей владеет автотранспортом, не могут позволить себе такую роскошь, как необдуманное обременение большого числа москвичей.
Примечательно, что лидеры партии власти на этой неделе уже второй раз берутся за «стоп-кран», прислушиваясь к мнению моторизированного электората и оппозиции -- в понедельник достоянием гласности стали подготовленные в Госдуме ко второму чтению поправки к 12-й, «автомобильной» главе Кодекса об административных правонарушениях. Предусматривающий существенное
повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения и вызвавший бурную реакцию российских водителей законопроект был существенно переработан. Во всяком случае, штрафные санкции за негрубые нарушения ПДД уже не кажутся драконовскими и неоправданными (правда, при этом вопрос о пересмотре полномочий автоинспекции, к сожалению, так и остался в стороне).
Что же касается транспортного налога в Москве, то предложенный мэрией законопроект изначально предусматривал повышение ставки для значительной части автомобилистов в 1,5 раза, для грузового транспорта и автобусов -- в 1,6 раза. Владельцам же машин мощностью свыше 250 лошадиных сил предлагалось платить больше всего -- по 100 руб. за каждую «лошадь» под капотом. При этом сохранялась неизменной ставка для большинства отечественных авто и маломощных иномарок -- 7 руб. за лошадиную силу, что более чем в четыре раза меньше, чем у следующей и тоже довольно массовой категории машин, развивающих мощность от 100 до 150 л.с. Понятно, что такие планы мэрии тут же вызвали негативную реакцию автомобилистов: слишком уж безапелляционно власти взялись вычислять, кто должен нести дополнительную налоговую повинность, а кто достоин «амнистии» непонятно за какие заслуги перед городом.
Но чиновники вплоть до последнего защищали свою позицию. Выступая вчера в Мосгордуме, первый заместитель руководителя департамента экономической политики и развития города Валерий Жаров доказывал, что рост ставок транспортного налога неизбежен, так как городские власти намерены наверстать пропущенную в 2006-м индексацию, проводимую в связи с ростом зарплат. За прошедшие после прошлого повышения ставок полтора года, по его словам, рост доходов населения вырос на 60%, а к концу 2007-го заработная плата москвичей в среднем увеличится еще на 10--20%. Кроме того, давил на социальную сознательность депутатов г-н Жаров, повышение коснется преимущественно владельцев мощных автомобилей, что оправдано и их высокой ценой, и доходами владельцев. В частности, за год, по данным департамента экономической политики и развития города, число легковых автомобилей в целом выросло на 6%, при этом количество частного транспорта мощностью от 200 до 250 л.с. увеличилось на 23--24%, а автомобилей свыше 250 «лошадей» -- на 30%.
Выслушав аргументы представителей мэрии, депутаты постарались ретранслировать чиновникам обращения автомобилистов, уже поступивших в городской парламент. По словам председателя комиссии по регламенту, правилам и процедурам Мосгордумы Александра Крутова, водители жалуются на несправедливость деления автомобилей по категориям в зависимости от одного критерия -- количества лошадиных сил. И соответственно на слишком резкий «скачок» ставок при переходе из низшей категории, в которую входят машины мощностью до 100 л.с, к следующей. Современный автопром ориентирован на перспективное наращивание мощности двигателей, что требует пересмотра налоговой политики, отметил и другой единоросс Антон Палеев. Депутаты даже предложили вариант обхода требований Налогового кодекса, не позволяющего пересматривать в целом базу налогообложения и вводить другие критерии оценки, кроме мощности машины. Г-н Крутов предложил ввести в Москве свое деление автомобилей на подгруппы внутри установленных федеральным законодательством категорий. Например, разделить на две группы категорию, объединяющую автомобили мощностью от 100 до 150 л.с. По его словам, 361-я статья НК позволяет устанавливать дифференцированные ставки налога, а введенная несколько лет назад московскими законодателями третья, не предусмотренная федеральным законодательством, категория для автобусов мощностью до 100 л.с. пока нареканий у прокуратуры не вызывала. Впрочем, депутат выразил готовность при необходимости отстаивать «свою трактовку» налогового законодательства даже в суде.
Кроме того, парламентарии усомнились как в представленных мэрией слишком оптимистичных прогнозах роста доходов москвичей, так и в справедливости определения по мощности автомобиля уровня доходов горожан. «Серьезного роста зарплаты по сравнению с 2006 годом, если верить представленным недавно Юрием Лужковым цифрам, не видно, и вызывает сомнение прогнозируемый вами рост. Это слишком резкий скачок, -- заметил председатель комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы Александр Ковалев. -- А мощность машины не всегда корреспондируется с ее стоимостью и с доходами владельца». По его мнению, даже «четко разъяснив горожанам революционные скачки» ставок, увеличивать налог можно не более чем в 1,1 и 1,2 раза.
Лидер фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Сергей Митрохин и вовсе заявил, что у Москвы сейчас нет необходимости идти на такие непопулярные меры, как повышение налога, дав понять, что для бюджета столицы ожидаемые 2,5 млрд дополнительных доходов погоды не сделают. «Целесообразной причиной для увеличения транспортного налога может быть реализация городом системной программы, направленной на улучшение дорожной ситуации», -- считает Митрохин, отмечая при этом, что таковой программы в городе нет и автомобилисты вынуждены часами стоять в пробках.
Согласившись, что в законопроекте действительно есть «неприятные для автовладельцев переходы», но все же настаивая на том, что в целом сохранена динамика пропорциональности налоговых ставок и мощности автомобилей, г-н Жаров согласился попробовать найти компромисс между законодательной и исполнительной властью. В частности, сославшись на ограничения Налогового кодекса, он отверг предложение депутатов о введении налоговых льгот владельцам автомобилей, укладывающихся в экологические нормы «Евро-3» и «Евро-4», но пообещал «взять на вооружение» идею о привязке ставок еще и к возрасту машин, дабы стимулировать обновление автопарка.
Предложений у единороссов было гораздо больше, и многие депутаты явно горели желанием поправить предложенный законопроект, дополнив его в том числе откровенно популистскими идеями вроде предоставления льгот родителям детей-инвалидов и многодетным семьям. Однако полномочный представитель мэра в Мосгордуме Анатолий Петров отозвал законопроект с тем, чтобы его «судьбу решал сам Юрий Лужков».
Градоначальник же свою позицию четко обозначил накануне в эфире телеканала «ТВ-Центр», продемонстрировав, можно сказать, классовую неприязнь к владельцам дорогих и мощных авто и обладателям высоких доходов. Квинтэссенцией его выступления можно считать заявление о том, что «если зарплата бешеная, то и платить надо больше, чтобы решать социальные вопросы в пользу малоимущих». Поэтому, как сказал «Времени новостей» Валерий Жаров, «рано или поздно и в том или ином виде» поправки в закон «О транспортном налоге» вновь вернутся в Мосгордуму. Впрочем, чтобы документ, как и предполагали чиновники, вступил в силу с нового года, он должен быть принят и опубликован до 1 декабря 2007-го. То есть все же до выборов в Госдуму, на которых, как ожидают лидеры «Единой России», Юрий Лужков будет одним из «паровозов».