На этой неделе к председательству в ЕС приступила Португалия. О том, чего ждет от этого Россия, у которой немало нерешенных вопросов с Евросоюзом, спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказывает постпред России при Европейских сообществах в Брюсселе Владимир ЧИЖОВ.-- Похоже, Лиссабон будет уделять России меньше внимания, чем до этого Германия?-- Думаю, это обманчивое впечатление. Конечно, традиционными связями Португалии обусловлен тот факт, что приоритетными будут отношения между ЕС со странами Средиземноморья, а также с Африкой и Латинской Америкой. На декабрь запланирован второй в истории саммит ЕС--Африка. А первым крупным мероприятием стал на днях саммит ЕС--Бразилия в Лиссабоне.
Но и к российскому направлению Португалия относится серьезно. Иначе и быть не может. В конце октября мы ждем очередного, 20-го саммита Россия--Евросоюз. Отнюдь не всегда председательство некрупных стран оказывается слабым. Ведь для них именно это -- главный внешнеполитический приоритет на полгода.
-- Начало португальского председательства совпало с обострением проблем между Россией и ЕС по авиасообщению. Что означает обнародованный вчера Еврокомиссией черный список авиакомпаний, где есть и российские компании?-- Применительно к России Еврокомиссия лишь приняла к сведению ограничения, принятые самими российскими властями. Черный список впервые появился в 2005 году, когда печальная статистика авиакатастроф, в том числе в Европе, резко подскочила вверх. ЕС занялся этой проблемой на основе общепринятых в международных перевозках нормативов. Они не всегда соблюдаются, в том числе в ЕС.
В отношении российских компаний Еврокомиссия ничего не делает за нашей спиной. Власти России в постоянном контакте со службами Еврокомиссии и Комитета по безопасности полетов. До них доводятся результаты проверок, проводимых в аэропортах. Система контроля двухступенчатая. При выявлении нарушений со стороны авиакомпаний в первую очередь информируются авиационные власти той страны, где они зарегистрированы. Если же меры не принимаются на национальном уровне, то встает вопрос о способности властей контролировать ситуацию в собственных авиакомпаниях.
Россия держит авиационную ситуацию под контролем и, не доводя дело до запретов ЕС, принимает упреждающие меры. Сначала предупреждения. Если изменений к лучшему нет, то вводятся ограничительные меры. На сегодня четырем российским компаниям («Авиационные линии Кубани», «Якутия», «Авиалинии 400» и ФГУАП «Кавминводыавиа». --
Ред.) решением наших авиационных властей закрыты полеты в страны Евросоюза. Есть еще группа из шести компаний, у которых под запрет попали лишь отдельно взятые самолеты. Среди них и отдельные машины «Пулковских авиалиний», входящих после слияния в государственную транспортную компанию «Россия» (обслуживает и самолеты высших чиновников.
-- Ред.).
- Это то, что касается безопасности полетов. А как быть с шумовыми ограничениями?-- Это отдельная история. Эти ограничения приняты в 1990 году решением Международной организации гражданской авиации (ИКАО). За него голосовала еще делегация Советского Союза, бывшего соавтором документа, который установил переходный период в 12 лет. Так что шумовые ограничения введены лишь с 2002 года. У нас по ним не проходят самолет Ту-134, туристический аэробус Ил-86 и самолет Ту-154Б. В любом случае все эти проблемы, включая также вопрос модернизации самолетного парка гражданской авиации, будут обсуждаться в ноябре на крупном тематическом форуме России и ЕС. В нем будут участвовать министры транспорта, руководители других ведомств, представители турфирм, авиакомпаний, авиастроителей.
-- Как работают вступившие в силу 1 июня соглашения по упрощению визового режима и реадмиссии?-- Опыт первого месяца в целом положительный, но есть шероховатости и накладки, наверное, неизбежные в столь новом для обеих сторон деле. Как раз для этого в соглашении о визовых упрощениях и предусмотрено создание совместного комитета по обзору их выполнения. На первое заседание он соберется в Брюсселе в конце июля. Предстоит обсудить технические вопросы, надо прийти к единообразию процедур при оформлении виз.
-- Ожидаются ли подвижки в переговорах по договору о стратегическом партнерстве?-- Польша не сняла еще своего вето. Варшава продолжает увязывать это с проблемой поставок польского мяса в Россию. Мы считаем эту увязку необоснованной. В качестве жеста доброй воли с 1 мая Россия разрешила импорт из Польши живых племенных животных. Импорт животных на убой и польского мяса в целом был бы возможен при условии проведения инспекций и сертификации предприятий.