Время новостей
     N°115, 04 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2007
В пролете
Россия составит свой черный список иностранных авиакомпаний
Россия собирается освоить европейский опыт составления черных списков небезопасных иностранных авиакомпаний. Нормативная база, регулирующая этот процесс, должна быть разработана в ближайшие месяцы. Об этом вчера сообщил журналистам новый замглавы Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация») Геннадий Лощенов. «Мы можем создать так называемые черные списки, в которые будем вносить наиболее «отличившихся» авиаперевозчиков. Мы не можем допустить, чтобы наши пассажиры перевозились небезопасно», -- заявил он.

По его словам, проверки иностранных самолетов на соответствие нормам безопасности уже ведутся в российских аэропортах. Однако оглашать названия выявленных нарушителей «Росавиация» пока считает невозможным, поскольку не до конца разработаны нормативные документы, регулирующие такие проверки. По мнению г-на Лощенова, на составление самой необходимой нормативной базы понадобится еще полтора-два месяца. При этом он утверждает, что эта мера не является ответом на действия авиационных властей Евросоюза, чьи замечания к ряду российских авиакомпаний заставили «Росавиацию» запретить или ограничить их полеты в Европу.

«ЕС предварительно уведомлен о планах российской стороны по составлению таких списков, -- сказал он, добавив, что это решение «не направлено на то, чтобы отомстить ЕС за ограничение полетов ряда наших авиакомпаний». ЕС ведет общеевропейский черный список неблагополучных иностранных авиаперевозчиков с 2006 года. Российские компании еще никогда в него не попадали, однако замечания ЕС к некоторым отечественным предприятиям заставляли «Росавиацию» уже дважды своей властью ограничивать полеты этих компаний в Европу.

Примечательно, однако, что о российских претензиях к деятельности иностранных авиакомпаний почти всегда становится известно в тот момент, когда у иностранных авиационных администраций появляются вопросы к нашим. Последний раз такое произошло в марте этого года: беспокойство авиационных властей ЕС вызвала авиакомпания «Пулково» (сейчас слившаяся с государственной транспортной компанией «Россия»). Тогда российские и европейские авиационные власти вели непростые переговоры о праве «Пулково» присутствовать на европейском рынке, глава «Росаэронавигации» Александр Нерадько направил письмо президенту Европейской конференции гражданской авиации (ЕКГА) Мишелю Вашенхайму. В письме сообщалось, что за предыдущие девять месяцев только в московской воздушной зоне самолеты государств -- членов ЕС 18 раз отклонялись от предписанной им высоты полета, пять раз входили в запретные зоны и нарушали правила пролета государственной границы Российской Федерации (сколько раз в послании не говорится). Г-н Нерадько пообещал «ввести практику отказов в выдаче разрешений для полетов», если европейские коллеги немедленно не примут мер к своим нарушителям. Вероятно, принятыми мерами он остался удовлетворен, так как сюжет развития не получил. Кстати, и «Пулково» продолжила летать в Европу.

Российский же черный список в отличие от европейского, по словам г-на Лощенова, будет включать не только иностранные, но и отечественные авиакомпании. В минувший понедельник министр транспорта Игорь Левитин дал ряд поручений подчиненным ему авиатранспортным ведомствам в связи с последними замечаниями ЕС к безопасности российских воздушных судов. Во вступительной части этого документа министр оценил сложившуюся ситуацию довольно тревожно: «Анализ показывает, что если в течение ближайших месяцев не будут приняты кардинальные меры по приведению организации полетов в страны Евросоюза в соответствие с международными стандартами, авиационным властям Российской Федерации придется расширять ограничительные меры для полетов российских авиакомпаний в ЕС».

Чтобы этого избежать, «Ространснадзору» поручено в ближайшие дни разослать всем авиакомпаниям страны предписание привести их воздушные суда и документацию в соответствие с международными нормами, а в двухмесячный срок осуществить внеплановую проверку тех авиапредприятий, которые получили больше всего замечаний в ЕС. А для «отлова» иностранных нарушителей министр предписал уже к 16 июля сформировать специальные инспекторские группы во всех международных аэропортах России.

Михаил КУКУШКИН