|
|
N°115, 04 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Или что у них есть еще там
«Трансформеры» на экранах Москвы и всего мира
С тех пор когда еще и времени как такового не было, на просторах вселенной сражаются две расы мыслящих роботов-трансформеров, способных превращаться в самую разнообразную технику, боевую и не очень, -- относительно неплохие автоботы и, безусловно, отрицательные десептиконы. В конце концов противоборство докатывается до Земли, где спрятана Искра -- древний артефакт, владение которым внесет окончательную ясность в соотношение сил. И в полусотне километров от Лас-Вегаса, на плотине Гувера, где располагается штаб-квартира сверхсекретного «Сектора-7», хранящего в своих закромах не только Искру, но еще и замороженного много лет назад лидера десептиконов Мегатрона, объединятся все участники спасения мира, собранные в одну команду аж из трех параллельных сюжетных линий.
Капитан Леннокс (Джош Дюшамель) и его команда явились на дамбу прямиком из Катара, где американская военная база была в пух и прах разгромлена выскочившим из-под песка механическим скорпионом-переростком (в трансформеровском мире известным как Скорпонок) и меняющимся на глазах изумленной публики вертолетом «Сикорский МН-53 (он же Блэкаут). Компьютерная умница и консультант правительства Мэгги (Рэчел Тэйлор) и ее приятель-хакер Глен (Энтони Андерсон) возникли прямо из-за монитора, когда они пытались расшифровать звуковой сигнал, приведший к отключению всех армейских систем. Наконец, на границе Аризоны и Невады оказался и основной участник всей катавасии -- Сэм Уитвики (Шейл Лабьеф), находящийся на пике пубертатного периода и только что упросивший отца купить ему сильно подержанный «Шевроле Камаро-76». Он и оказался первым человеком на Земле, с которым автоботы вступили в прямой контакт: скрывавшийся под проржавевшей оболочкой драндулета робот Шмель жестами объяснил парнишке, кто такие трансформеры и чем их появление грозит Земле. А чтобы все было в порядке, нужно обязательно найти очки прадедушки Сэма, исследователя Антарктики, на которых запечатлена карта прохода к Искре.
На самом деле трансформеры появились не тысячи лет назад, но тоже достаточно давно: в 1984 году игрушечная фирма Hasbro перекупила у японцев права на роботов-машинок и начала формировать мифологию трансформеров -- в собственных линиях игрушек, комиксах и мультсериалах. Затея оказалась успешной -- для поколения детей представителей послевоенного бэби-бума киборги-раскладушки стали такими же культовыми героями, как персонажи школьных комедий Джона Хьюза, Рэмбо или Фредди Крюгер. Не обошло поветрие и великовозрастных инфантилов. Стивен Спилберг, ставший в результате исполнительным продюсером первых в истории полнометражных игровых «Трансформеров», утверждал: «Я стал большим поклонником трансформеров, как только они появились на рынке. Но я не говорю о том, что покупал игрушки для своих детей. Я читал комиксы и покупал игрушки себе самому. Я их коллекционировал и всегда знал, что эти игрушки превратятся в полноценный летний фильм. Сказано -- сделано: в 2005 году было объявлено о том, что соответствующий фильм выйдет в июле 2007 года, а режиссером станет Майкл Бэй, до этого исправно поставлявший блокбастеры продюсеру Джерри Брукхаймеру («Плохие парни», «Скала», «Армагеддон», «Перл-Харбор»). С начала этого года появлялись все новые и новые сообщения, что грядущий фильм станет совершенно революционным во всем, что касается современных спецэффектов и отрасли киноразвлечений вообще. Рекламные ролики редко, но метко давали понять, что все это, в сущности, чистая правда. Так что к июлю мир был уже относительно готов к вторжению и замер в предвкушении самого грандиозного аттракциона в истории кино.
Пока неизвестно, как отреагируют на «Трансформеров» зрители планеты -- первые кассовые сборы будут известны только на следующей неделе. Но на объективный, еще не заплывший бесконечным рядом бокс-офисных цифр взгляд что-то у «Трансформеров» оказалось прикручено не так, как мечталось. Первые полтора часа, пока Леннокс бродит по пустыне, Мэгги спорит с министром обороны (Джон Войт), а Сэм кадрит школьную красотку Микаэлу (Меган Фокс), вообще вынести довольно сложно: кажется, что из штабных сцен фильмов по Тому Клэнси, военных эпиков и тех же самых комедий Джона Хьюза вырезали все самое интересное, а все, что осталось, долго и утомительно перемешивают в малоудобоваримый винегрет. Юмор тоже не самого высокого пошиба: дальше приколов на тему того, в общем-то, очевидного факта, что у любого подростка найдется под матрасом парочка неприличных журналов, явления чихуахуа с загипсованной лапкой и занудного паясничания рэпера Андерсона дело так и не идет. Причем тут спрос не только с людей, но и с роботов: не меньшее раздражение вызывает, например, самый миниатюрный из десептиконов -- Френзи, способный превращаться в недорогие предметы бытовой электроники вроде автомагнитолы или бумбокса и именно под видом последнего проникающий на борт президентского авиалайнера. В его чрезмерной суетливости и якобы потешном бормотании есть что-то от самых противных персонажей такого рода, фальшивых и отталкивающих антигероев второго плана вроде Джа-Джа Бинкса из новых «Звездных войн», кое-кого из инопланетной массовки «Людей в черном» или той чудовищной твари, которая не так давно взгромоздилась на сцену в начале «отреставрированной и дополненной» версии «Возвращения Джедая» и исполнила абсолютно неуместные комические куплеты.
В последние минут двадцать (дотерпеть до них, честное слово, непросто), когда автоботы и десептиконы переходят к активным боевым действиям, сея весьма живописные разрушения (но не жертвы -- никаких погибших в механических разборках обывателей не позволят возрастные ограничения), действие несколько оживляется, но не настолько, чтобы простить пытку предыдущими полутора часами.
Все же в целом оставляет ощущение острой неловкости за людей, которые потратили большие деньги (бюджет превысил 150 млн долл) и неимоверные усилия (на оцифровку одного-единственного кадра «Трансформеров» требовалось 38 часов) на такую, в сущности, ерунду. В принципе создать полноценное развлечение возможно на каком угодно материале -- те же «Пираты Карибского моря» в основе своей имели не роман нобелевского лауреата, а тематический павильон Диснейленда. Так что и из игрушечных роботов можно было при желании сотворить что-нибудь стоящее. Но, увы, создатели «Трансформеров» поддались наименее креативной форме ностальгии и впали в детство как-то совсем уж по-нелепому -- как старуха из японской сказки про молодильный источник, которая переусердствовала с ювенильными процедурами и вместо юной красавицы превратилась в пускающего пузыри гукающего младенца.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ