Время новостей
     N°114, 03 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.07.2007
Дай взять
Москва готова увеличивать внешний долг через суд
Заручившийся недавно вотумом доверия президента и городских депутатов мэр Москвы Юрий Лужков, похоже, решил любыми способами найти средства на выполнение обещаний, данных им перед новым сроком. Столичный градоначальник обратился в Конституционный суд России в надежде добиться пересмотра тех положений законодательства, которые лимитируют права региональных властей на внешние займы. Аргументируя свое заявление ссылками на необходимость нести затраты на реализацию социальных программ и национальных проектов, столичные власти просят судей рассмотреть на соответствие Конституции федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных и ценных бумаг» и Бюджетный кодекс.

По мнению московских чиновников, субъекты федерации при соблюдении ряда условий имеют право привлекать внешние займы, однако новые правила и положения о внешних заимствованиях будут разработаны только к 2011 году, и это ограничивает регионы только внутренними кредитами. Кроме того, у Минфина, который новой редакцией Бюджетного кодекса наделяется правом регистрации условий эмиссии, по мнению московского правительства, появятся неограниченные возможности, чтобы блокировать выпуск облигационных займов, приводящих к возникновению внешнего долга.

Действительно, бюджетное законодательство предусматривает, что только с 1 января 2011 года регионы, в объеме доходов которых доля трансфертов составляет менее 5% (по оценке Минфина, это около десяти субъектов РФ), смогут воспользоваться иностранными кредитами. И, как заявил вчера председатель комитета государственных заимствований Москвы Сергей Пахомов, столица до этого времени будет вынуждена воздерживаться от выгодного размещения своих облигаций на западных рынках. При этом Москва, как напомнил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» член бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Александр Крутов, до 1999 года была одним из активных внешних заемщиков и благодаря богатой кредитной истории добилась высоких рейтингов на международном рынке капитала. «Городские власти активно пользовались внешними кредитами, так как процентная ставка была значительно ниже, чем на внутреннем рынке капитала, и вообще иностранные условия кредитования более выгодные, деньги дешевле», -- пояснил г-н Крутов.

Однако после дефолта 1998 года, когда некоторые российские регионы, активно пользовавшиеся иностранными кредитами, оказались на грани банкротства, Бюджетный кодекс ограничил возможности привлечения займов исключительно рамками уже существующего внешнего долга. Чиновники и депутаты полагают, что в сегодняшних условиях это излишняя жесткость. Общий долг Москвы перед внешними кредиторами, который согласно закону не должен превышать 30% бюджета (т.е. 10 млрд долл. в 2007 году), составляет всего 781 млн евро, последний заем был сделан осенью 2006 года на 407 млн евро на десять лет, кроме того, сейчас в обращении находятся облигации семилетнего займа с доходностью 6,45% годовых на 374 млн евро.

В марте этого года столичные депутаты уже предлагали развязать руки властям недотационных регионов, инициировав поправки в Бюджетный кодекс. В частности, Мосгордума посчитала целесообразным «предоставить регионам, не получающим дотаций, право на внешние займы на финансирование дефицита бюджета». Несмотря на значительные доходы Москвы, бюджет города по-прежнему дефицитный -- в 2007 году разница между расходными и доходными статьями составит более 126 млрд руб. По словам г-на Крутова, фактический запрет на привлечение иностранных кредитов затронул интересы 12 регионов России, а с ростом экономики число заинтересованных субъектов федерации, по его мнению, будет только расти.

Но подобные предложения «снизу» досрочно снять ограничения на внешние займы на федеральном уровне пока отвергаются. «Если бы мы разрешили субъектам сейчас привлекать внешние займы, мы бы еще усугубили проблему регулирования денежного предложения», -- цитирует заявление заместителя главы Минфина Антона Силуанова Интерфакс. В этом случае, по его словам, Центробанку и правительству пришлось бы принимать дополнительные меры для сдерживания роста денежной массы. В то же время, по прогнозу правительства, через три года такого притока валюты не будет и регионы смогут безболезненно для экономики привлекать внешние займы.

Юлия ХОМЧЕНКО