Время новостей
     N°114, 03 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.07.2007
"Датчик мог быть закрыт мокрой тряпкой или вообще сломан"
С 1июля по решению комиссии «Ростехнадзора» по техническому расследованию причин аварии на шахте «Юбилейная» угольной компании «Южкузбассуголь» в работу всех угольных шахт России вносятся изменения. Теперь механизированные крепи в комплексно-механизированных забоях со скоростью воздуха 4 м/с и более должны обязательно оснащаться секционным орошением пылевоздушного потока. А на пластах, где предусмотрена предварительная дегазация, отменяется применение предварительного увлажнения угля в массиве для снижения пылеобразования. При этом ОАО «Южкузбассуголь» запрещается эксплуатировать комбайны SL-300 без установки защиты от выдергивания кабеля.

С начала 2007 года в России произошло три крупных взрыва на шахтах. Трагедии в Кузбассе, в Воркуте унесли почти 160 человеческих жизней. Во всех случаях причинами становятся ошибки руководства и работников контроля. Возможно ли остановить "похоронный процесс"? На этот и другие вопросы корреспондента «Времени новостей» Максима ГЛАДКОГО ответил глава «Ростехнадзора» Константин ПУЛИКОВСКИЙ.

-- Последние трагические события в Кузбассе и в Воркуте -- лишнее свидетельство кризиса в отрасли. Все дело в погоне владельцев шахт за прибылью?

-- Собственно, так было всегда. Это выстрел из прошлого. Вспомните былые трагедии. Люди погибали, собирались комиссии, делались должные выводы. Кто-то наказывался. Усиливались меры безопасности. Потом проходит два-три года, и все начинается сначала. Люди расслабились, и все. Разница только в том, что теперь от состояния промышленной безопасности на угольных предприятиях зависит надежное обеспечение потребителей топливом, энергией в объемах, необходимых для нормального функционирования отраслей экономики и жизнедеятельности населения. Выполнение обязательств по экспортным поставкам, платежам в бюджеты всех уровней, в конечном итоге -- состояние безопасности, экономики и уровень жизни населения Российской Федерации.

-- Каково состояние безопасности на российских шахтах?

-- Добыча угля подземным способом характеризуется крайне сложными горно-геологическими условиями, отсутствием безопасных технологий добычи, весьма высокой газоносностью и нарастающей опасностью газодинамических проявлений с углублением работ. Состояние промышленной безопасности на угольных шахтах России остается весьма сложным. Так, в 2006 году в Российской Федерации на предприятиях угольной промышленности при общей добыче угля 300 млн т произошло 23 аварии и смертельно травмировано 67 человек. Из-за отставания в техническом перевооружении шахт происходит нарастание негативных факторов, не позволяющих оценивать перспективу угледобычи подземным способом как относительно безопасную. По экспертным оценкам, углубление подземных (наиболее опасных) работ на шахтах России к 2020 году составит 150--200 м. При этом нарастает риск возникновения пожаров, взрывов, внезапных выбросов и других аварийных ситуаций на угольных предприятиях.

-- Что чаще всего является причиной аварий на шахтах?

-- Основная доля технических причин аварий приходится на «отступление от требований проектной, технологической документации», на «несоответствие проектных решений условиям производства и обеспечения безопасности» и на «недостаточную изученность технологических процессов». Причем в этих технических причинах около 80% связано с «человеческим фактором». Так что в результате более 92% всех причин несчастных случаев относится к «человеческому фактору». Из-за него на шахтах происходит подавляющее большинство несчастных случаев со смертельным исходом. Эта тенденция подтверждается аварией, происшедшей 19 марта 2007 года на шахте "Ульяновская» ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь».

-- Кто же виновен в том, что происходит на шахтах? Давно уже не было такого, чтобы людей хоронили целыми кварталами и городами, как было в Кузбассе.

-- И собственник, и администрация региона, и федеральная власть -- мы все ответственны за эти трагедии и снимать эту ответственность не имеем права.

-- При анализе ситуации на шахте "Юбилейная", взрыв газа метан на которой унес 39 жизней, вы вошли в жесткий конфликт с кемеровским губернатором Аманом Тулеевым. В чем причина противостояния?

-- Да, он даже грозился подать в суд. Я заявлял, что произойти такой взрыв, в частности как на «Юбилейной», мог в одном случае -- если система безопасности была отключена. То есть компьютерная система шунтирована. Власть не может не знать, что творится на вверенной ей территории. К тому же если говорить о Кузбассе, где почти все шахтеры! Но у нас не было и нет конфликта с губернатором Кемеровской области. Конфликт раздули средства массовой информации. Мы с г-ном Тулеевым просто высказывали свои точки зрения на проблему. Органам власти нельзя конфликтовать. Мы должны вместе работать слаженно, чтобы заставить собственника соблюдать меры безопасности на шахтах, чтобы заставить частника вкладывать деньги в безопасное оборудование. В конце концов, кто, кроме государства, найдет виновника? Сомневаюсь, что частник, собственник добровольно признается в нарушениях правил промышленной безопасности. Нам нужно работать, чтобы собственник прочувствовал свою вину. Останавливаться и конфликтовать некогда -- стране нужен уголь.

-- Но и обвинения в адрес «Ростехнадзора» тоже были весьма серьезными?

-- Конечно, мы знали о том, что происходит. И «Ростехнадзор» знал, и региональная власть, и собственник. Вот у Амана Тулеева есть заместитель по горным вопросам -- Владимир Ковалев. Он буквально восемь месяцев назад руководил местным «Ростехнадзором». Совершенно непонятно, почему губернатор назначил своим заместителем по угольной промышленности начальника управления «Ростехнадзора» по Кемеровской области Андрея Малахова, которого мы попросили уйти. Управление «Ростехнадзора» по Кемеровской области работало неплохо, а вот работу руководителей я оценивал как неудовлетворительную.

-- Комиссия по взрыву на шахте "Комсомольская" в Воркуте еще работает, но что случилось на "Юбилейной" в Кузбассе? Выводы ведь уже есть?

-- Соединяющий кабель и укладчик с комбайном, не соответствующие заводскому исполнению, привели к выдергиванию комбайнового кабеля и к взрыву. Проще говоря, использовались не те комплектующие. Потом образование метана в труднопроветриваемой зоне. Возникновение электрической искры в результате повреждения комбайнового кабеля и последующий взрыв. Это привело к взрыву угольной пыли и распространению пламени по горным выработкам. Сказались неквалифицированные действия персонала, отсутствие контроля за эксплуатацией комбайна. Полное отсутствие контроля со стороны руководства в условиях высокой газообильности. Такая ситуация почти на всех шахтах страны, к сожалению.

-- Почему произошли трагедии на двух других шахтах -- на "Ульяновской" в Кузбассе и совсем недавно на «Комсомольской» в Воркуте?

-- Этих аварий не должно было быть. Произошли они только потому, что необходимые системы защиты, которые должны были работать, либо вообще не работали в данный момент, либо не срабатывали. Причем независимо от того, какая на шахте была система газозащиты. Например, датчик на "Юбилейной" стоял в 60 м от эпицентра взрыва. Но он и в момент взрыва показывал содержание газа 0,61%, а в районе эпицентра, как выявила экспертиза, было 8% (самовозгорание метана происходит при концентрации в 5%). Датчик, который стоял на самом комбайне, тоже не работал. Видимо, был выключен.

-- Он мог быть выключен?

-- Да, видимо, он был выключен, закрыт мокрой тряпкой или вообще сломан. Суть не в этом. Суть в том, что система несовершенна и она не позволяет решить проблему.

-- Детонация метана произошла из-за искры, что привело и к возгоранию угольной пыли и температуре под тысячу градусов?

-- Да, потом была искра. Шахтеры мне говорят, что они привыкли работать с превышением уровня метана, но надо не допустить искры. Ведь есть система электрозащиты. В данном случае электрокабель выпал из комбайна. Должна была стоять система электрозащиты. А ее не было вообще.

-- Получается, либо собственник не вкладывал деньги в систему безопасности, либо система была выключена?

--То или другое. Теперь определить ничего нельзя.

-- Мне пришлось побывать в зоне взрыва на "Юбилейной". Это многотонные конструкции, взрывной волной сжатые буквально в лепешку. Это груда железа, и установить, что там действительно произошло, по груде перекореженного металла, видимо, крайне сложно?

-- Нет, технические показатели есть, которые можно установить. В данном случае все было уничтожено по шахтным проходам, все смято. Но, повторю, такого взрыва не должно было быть при нормальной работе системы защиты.

-- Вы говорили об искусственном блокировании системы безопасности на шахте?

-- Можно только предполагать, но вероятность есть. Раз система не работала.

-- Почему добыча угля на "Юбилейной" шла столь быстрыми темпами?

-- Насколько нам известно, эту лаву, 300 м, дорабатывали. Это был крайне опасный участок по уровню выделения газа. Но и уголь там самый дорогой. Интерес у собственника определенный был. В июле лаву должны были закрыть. Мы установили, что комбайн работал с повышенной скоростью и конвейер от отдачи угля работал с превышением скорости.

-- Правда ли, что в одежде погибших шахтеров находили спички и сигареты?

-- Теперь уже ясно, откуда произошла искра на "Юбилейной". А вот к взрыву на "Ульяновской" есть вопросы, в одежде горняков действительно находили спички, сигареты и кое-что еще. Не будем обижать шахтеров. Люди привыкают ко всему. Когда я воевал в Чечне, ко мне приходил новый батальон, необстрелянный. Первое время солдаты и офицеры боялись. Стрельба все же, смерть. Нельзя стрелять в женщин и детей. Проходит время -- привычка. Когда в тебя дети и женщины кидают гранаты, знаете ли... Так же и шахтеры. Привычка к смерти, по-моему, там в крови.

-- В Абашево, шахтерском поселке под Новокузнецком, я говорил с женами шахтеров. Это главный горняцкий поселок. Женщины своих мужей отправляют буквально на смерть, в надежде, что вернутся...

-- Так же и с инспекторами «Ростехнадзора», которые не хотят спускаться под землю, зная все, что там происходит. Людям надо семьи кормить -- и все.

-- Значит, подобных взрывов будет много?

--У нас натура такая, что, пока петух не клюнет, мы никак не можем перекреститься. Мы давно должны были перекреститься. Нам известно, что надо делать. Я в состоянии взять это на контроль, чтобы было выполнено. Ведь «Ростехнадзор» надзирает за опасными производствами. Но статистика за 2006 год говорит: у нас 860 тыс. опасных производств, которые внесены в реестр. И травматизм, и гибель людей на поднадзорных нам предприятиях в шесть раз меньше, чем на других промышленных производствах. То есть результат работы надзорной есть. Но «Ростехнадзор» выполняет свои функции в рамках полномочий, которые определило правительство РФ. Дадут мне более широкий перечень полномочий -- я буду выполнять эти полномочия. Поэтому мы и добиваемся сейчас увеличения полномочий.

//  читайте тему  //  Аварии на шахтах