После каждого теракта британские власти вводят определенные ограничения на свободу передвижения своих граждан. Но, странное дело, граждане не противятся этому и даже относятся с пониманием. Те, кто собрался провожать близкого человека в Хитроу, могут больше не думать о том, чтобы сделать это на автомобиле. К пассажирскому терминалу не подпускают. Можно остановиться на солидной дистанции, но все равно придется преодолеть мощный полицейский кордон и предоставить автомобиль сотрудникам безопасности для проверки.
В воскресенье я попытался совершить такое путешествие и пришел к заключению, что легче добираться на городском транспорте. Этого в сущности добиваются и власти. Меня, как и всех других автомобилистов, вежливо остановили на далеких подступах к аэропорту и попросили следовать дальше на метро или автобусе. Никаких исключений не делалось -- полиция заворачивала и роскошные лимузины, и машины разнообразных VIP-персон.
Впрочем, никто из водителей не возражал и не возмущался. После теракта в аэропорту Глазго, где в субботу начиненный взрывчаткой джип врезался в двери терминала, все понимают, что новые меры предосторожности вполне оправданы. Руководство «Би-эй-эй», компании, контролирующей все крупнейшие британские аэропорты, намекает, что запрет на подъезд автомобилей к пассажирским терминалам, по-видимому, сохранится и после изменения уровня национальной безопасности, который сейчас достиг «критической» отметки.
«Веселого мало, -- сказал корреспонденту "Времени новостей" пожилой таксист Джо, с которым мы через несколько минут пили кофе на ближайшей заправке. -- Но что делать, такие наступили времена». Спокойно воспринимают люди и полицейские кордоны на вокзалах, станциях метро, в других местах скопления народа. Хотя, честно говоря, дополнительные бетонные блоки, выставленные в понедельник утром у вокзалов «Ватерлоо» и «Виктория», положения тех, кто спешит на работу, не упрощают. Предъявление документов, осмотр сумок и прочие подобные действия, похоже, становятся для британцев чем-то рутинным и повседневным.
Между тем само расследование терактов продвигается необычайно быстро. В воскресенье и понедельник были произведены новые аресты. Всего на данный момент задержано семь подозреваемых, среди которых и 27-летняя женщина. Все они иностранцы, выходцы из стран Ближнего Востока, проживающие в Великобритании.
Самое поразительное, что в террористическую группу входило несколько дипломированных врачей, работающих в различных британских больницах. В частности, врачом оказался один из двух смертников, пытавшихся таранить пассажирский терминал аэропорта в Глазго. Его зовут Билал Абдулла, год назад он приехал из Ирака, где незадолго до этого окончил медицинский институт. В Британию попал совершенно официально в рамках правительственной иммиграционной программы, приглашающей на работу в страну ценных специалистов.
Другого доктора зовут Мохаммед Аша. Гражданин Иордании, 1981 года рождения, выпускник мединститута в Аммане. В Британию переехал в 2005 году, воспользовавшись той же иммиграционной программой. Живет в небольшом городке Ньюкасл-на-Лайме в графстве Стаффордшир на севере Англии, с женой и полуторагодовалым ребенком. Работает нейрохирургом в местной больнице. Еще один смертник, получивший тяжелейшие ожоги в ходе атаки на аэропорт в Глазго, тоже, как выяснилось, гражданин Ирака. Его состояние остается критическим, и он по-прежнему находится в реанимации.
Один из арестов произведен в Ливерпуле. Там задержан 26-летний мужчина. Полиция обыскивает его жилище, стоящее на углу той самой улицы Пенни-лейн, которую воспела группа «Битлз». В понедельник на окраине Глазго задержали еще двоих молодых людей, подозревающихся в причастности к этой группе.
Выступая в понедельник в парламенте, новый министр внутренних дел Великобритании Джеки Смит приветствовала сотрудников полиции, специальных и спасательных служб, чья исключительно профессиональная и оперативная работа позволила избежать худших последствий. Она также повторила слова премьер-министра Гордона Брауна, заявившего днем раньше: «Мы не дадим себя запугать и никому не позволим подорвать наш британский образ жизни».
Г-жа Смит заявила, что антитеррористическое законодательство нуждается в усовершенствовании. Однако, по ее словам, правительство намерено отнестись к этому вопросу очень ответственно и не собирается вносить в парламент поспешных предложений. Представитель консерваторов Дэвид Дэвис заверил правительство, что если полиции понадобятся дополнительные средства на отслеживание террористических группировок, его партия поддержит увеличение бюджета спецслужб.