|
|
N°2, 10 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тарифы идут вперед
МПС повышает стоимость перевозок
Правление Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) приняло решение повысить с 20 января тарифы на грузовые и дальние пассажирские железнодорожные перевозки. Первые вырастут на 14%, вторые -- на 30%. Таким образом, МПС первым из естественных монополистов сумело добиться увеличения цен на свои услуги. Тарифы для РАО «ЕЭС России» и «Газпрома» будут повышены не раньше марта нынешнего года.
Стоит отметить, что увеличение стоимости проезда на 35% в поездах дальнего следования ожидалось еще с 15 декабря. Именно такое решение приняла в ноябре правительственная комиссия по регулированию железнодорожных тарифов. Однако тогда ФЭК еще не имела полномочий по регулированию тарифов МПС -- она получила их лишь в конце декабря.
Добиться повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки МПС удалось с большим трудом. К заседанию правительства 6 декабря, на котором железнодорожники представляли свою инвестиционную программу на нынешний год, МПС подготовило предложения по увеличению тарифов в целом за год на 66%. Свои требования министерство обосновывало необходимостью вложить 161 млрд руб. в модернизацию железнодорожного транспорта. Предполагалось, что 123 млрд из этой суммы составят собственные средства предприятий МПС, а 38 млрд рублей будет привлечено за счет внешних заимствований и получено благодаря снижению издержек. Стоит отметить, что аппетиты двух других естественных монополий были скромнее: РАО «ЕЭС России» предлагало повысить тарифы на 44%, «Газпром» -- на 37,5%.
В итоге правительство ограничилось решением о повышении тарифов естественных монополий не более чем на 35% за год. Как сообщил замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, тарифы на грузовые перевозки по железной дороге будут повышаться в нынешнем году дважды. Следующее повышение состоится в августе. Кроме того, в марте состоится второй и заключительный этап унификации внутренних и экспортно-импортных железнодорожных тарифов, что, как ожидается, также может привести к некоторому увеличению стоимости услуг МПС. Тем не менее параметры грядущего повышения цен ни в ФЭК, ни в МПС пока не сообщают.
В отличие от предыдущих повышений тарифов МПС, сопровождавшихся бурными дискуссиями между железнодорожниками и крупными компаниями -- потребителями их услуг, нынешнее прошло весьма мирно. На фоне предложений о 66-процентном увеличении стоимости услуг МПС итоговые 14% кажутся грузоотправителям вполне приемлемой цифрой. Именно такое мнение высказал газете «Время новостей» представитель одной крупной компании, пожелавший сохранить инкогнито. Правда, по его словам, повышение могло бы быть и еще меньшим -- 9--10%. Однако протестовать по данному поводу вряд ли кто-то решится.
Дмитрий СИМАКОВ