|
|
N°113, 02 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«За самовольное оставление послушаний»
Русская церковь освобождается от непримиримой оппозиции
Объединение Русской зарубежной церкви и РПЦ Московского патриархата, совершившееся полтора месяца назад, не только дало возможность священникам и мирянам двух русских церквей вступить в каноническое общение, но и повлекло определенные «оргвыводы» в отношении тех, кто противился этому объединению. В субботу указом архиепископа Берлинского и Германского Марка были запрещены в служении одни из наиболее упорных сторонников сохранения раскола: и.о. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, игумен Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря Андроник (Котляров) и иеромонах Илия -- клирик этого монастыря. «За самовольное оставление своих церковных послушаний и уход в раскол» -- так поясняет свое решение руководство РПЦЗ. Заметим, что владыка Марк, ныне занимающий пост наблюдающего за делами духовной миссии в Иерусалиме, в недавнем прошлом возглавлял комиссию по объединению РПЦЗ и РПЦ МП.
Лишение права вести богослужение стало последней точкой в конфликте игумена Андроника и руководства РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром. Так, в апреле, накануне последнего заседания Архиерейского синода зарубежной церкви перед подписанием акта о каноническом общении, игумен Елеонского монастыря направил в адрес иерархов гневное письмо. В нем Андроник выдвинул против Московской патриархии традиционные обвинения, звучавшие из уст непримиримых «зарубежников»: в «приверженности ереси экуменизма и принципам сергианства» -- имелось в виду участие РПЦ во Всемирном совете церквей и сотрудничество православной церкви с советской властью.
2 мая архиепископ Марк уволил игумена Андроника с должности и.о. начальника Русской миссии и предписал ему покинуть Спасо-Вознесенский монастырь, который тот возглавлял более четверти века. Стороны конфликта обменялись взаимными упреками: глава миссии РПЦЗ обвинил Архиерейский синод в невыполнении собственных обещаний не спешить с воссоединением, а Синод упрекнул игумена в том, что он «своими проповедями и обращениями смущает насельниц русских обителей в Святой земле и сам провоцирует раскол». Игумен проигнорировал распоряжение вышестоящего начальства, а после подписания в Москве акта о каноническом общении встал на сторону непримиримых «зарубежников», возглавляемых бывшим епископом Одесским Агафангелом.
Похоже, что конфликт вокруг Русской миссии РПЦЗ связан не только с идейными разногласиями, но и с сугубо земными вопросами, в первую очередь с вопросом о собственности. В истории взаимоотношений зарубежников и Московского патриархата на Святой земле было немало спорных моментов. Вскоре после образования Израиля МП предъявил права на собственность Русской православной церкви в Палестине и образовал собственную Русскую миссию -- до этого здесь действовала только «белая» церковь. За последнее десятилетие не обошлось и без инцидентов, в частности в 1997 году, когда тогдашний глава Палестинской автономии Ясир Арафат передал РПЦ МП Свято-Троицкий монастырь в Хевроне, и три года спустя, когда палестинская полиция выдворила зарубежников с подворья РПЦЗ в Иерихоне. Тогда тяжбы вокруг собственности существенно затормозили процесс примирения двух частей русского православия. Сейчас, как утверждает представитель «непримиримых», иеромонах Иоанн (Смелич), «Московский патриархат полностью контролирует монастырскую собственность и руководство РПЦЗ на Святой земле».
Руководство воссоединенной церкви считает такие упреки надуманными и безосновательными и ссылается на подписанный 17 мая Акт о каноническом общении. Согласно этому документу, зарубежная церковь, будучи неотъемлемой частью РПЦ, сохраняет полную автономию, в том числе и в имущественных вопросах.
Михаил МОШКИН