|
|
N°113, 02 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уровень занижения
Результаты конкурса вокалистов многих удивили
Восемь счастливых вокалистов получили из рук удовлетворенного жюри свои премии. Но решение жюри вызвало вопросы, ответы на которые, возможно, не всем приятны. Почему вторую премию среди женщин получила ученица председателя жюри Ирины Богачевой Олеся Петрова, чьи скромные артистические возможности и вполне ученические вокальные достижения не давали ей оснований даже на позицию среди финалистов? Почему вместе с ней в финал прошла Анна Викторова, ученица члена жюри Петра Скусниченко, несмотря на дряблый голос и художественно невнятные бормотания? Почему среди финалистов оказался Дмитрий Белосельский, скучно и бесстрастно выводящий ноты, не вкладывая в них никакого смысла? Говорят, что он брал уроки у члена жюри Евгения Нестеренко... О том, как проскользнул в третий тур некультурный, неотесанный, самый комичный участник по имени Петр Толстенко, которому пока что место скорее на площадках парков, и вовсе можно строить самые разные догадки. Скорее всего, виной тому вкус председателя жюри.
Остальные четверо прошли в финал на полном основании. Вот только вряд ли кто-то из них достоин весомой первой премии. Ведь престиж конкурса не только в правильном отборе, но и в высоте планки. Альбина Шагимуратова (Россия, первая премия) обладает отличной техникой, правильно выстроенным голосом, но поет она бесстрастно, в колоратуры не вдумывается и берется зачастую не за свои партии. Спору нет, Марика Гулордава (Грузия, третья премия) самая яркая творческая личность конкурса, певица редкостной душевной щедрости. Когда во втором туре она пела романс Чайковского «Горними тихо летела душа небесами», внутренним взором мы могли видеть все то горнее и земное, о чем пел темный и емкий голос. Все время, когда Гулордава находится на сцене, звучит настоящая музыка (даже ремесленный оркестр под управлением Юрия Симонова не смог этого отменить). И все же Гулордава еще слишком юна (21 год!), и было бы преждевременно давать ей первую премию, с блеском короны тут можно и повременить.
А вот среди непрошедших на третий тур как минимум двое были достойны финала. Лиана Арутюнян из Франции несла упоительную музыку, ее округлый, удивительно приятный для слуха голос и тонкий вкус позволили ей очаровать нас и хрупкостью Леоноры из «Трубадура», и силой духа шостаковичевской Катерины Измайловой. Китаянка Чжан Ни привлекла прежде всего вкусом и тонкостью, с которыми она пестует свой большой и нежный, прямо воздействующий голос.
Среди мужчин фаворитом был солист Большого театра Максим Пастер (третья премия, Украина). Его выступление во втором туре показало нам зрелого камерного певца, который почему-то не спешит баловать нас своими лидерабендами. Украинская народная песня без сопровождения стала, может быть, самым ярким моментом всего второго тура. Но в финале пред нами предстали невнятный Фернандо («Фаворитка» Доницетти), каких двенадцать на дюжину, и Ленский, у которого украли душу. Александр Цимбалюк (первая премия, Россия), спору нет, оказался лучшим среди многочисленных басов, выделившись хотя бы начатками художественного мышления, но, ей-богу, среди таких басов, которых мы наслушались на этом конкурсе, быть лучшим еще не значит быть хорошим. Не хватило на третьем туре чудесного корейского баритона Жон-Хен Муна, в исполнении которого и Гамлет из оперы Тома, и несчастный солдат из «Военного реквиема» Бриттена предстали на редкость убедительно. Жаль, что «отсеяли» и китайского драматического тенора Се Тяна, который предложил нам пение с драйвом, с упоением, с огромной самоотдачей. Гораздо более достоин выхода в финал (по сравнению, скажем, с Белосельским) был и солист Большого театра Петр Мигунов, показавший и крепкую певческую стать, и актерский аллюр.
Конечно, некоторым конкурсантам попросту не повезло. Прекрасный вокалист Дмитрий Зуев, уже спевший Онегина в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, смазал верхние ноты в арии из «Трубадура». Запуталась, не рассчитала силы в труднейшей арии из «Лукреции Борджиа» Вероника Джиоева, чьи артистические достоинства выше всяких похвал. В этих случаях приговор жюри понятен.
Но в других -- вопросы остаются. Радикальное решение предложил председатель жюри среди скрипачей Владимир Спиваков. Обнаружив после первого тура, что отдельные члены жюри «тащат» своих учеников и заваливают потенциальных конкурентов, он ввел правило: учитель выключается из голосования. И отметил с удовлетворением, что в результате голосование прошло честно. А Ирина Богачева, присудив еще и диплом лучшего аккомпаниатора конкурса своей собственной дочери (Елена Гаудасинская, впрочем, действительно играет очень хорошо!), была очень довольна собой и окружающими.
Конечно, нынешний, XIII конкурс Чайковского оказался не слишком сильным по подбору участников, но и жюри сделало все возможное для того, чтобы от его решений остался какой-то удивительно неприятный осадок.
Алексей ПАРИН