Вот уже две недели в Свердловской области нет единого центра власти, который был еще в начале июня, -- ушедший в добровольную отставку премьер-министр Алексей Воробьев свое влияние на ситуацию не утратил, а его преемник Виктор Кокшаров -- не приобрел.
Газета «Время новостей» сообщала об уходе г-на Воробьева по состоянию здоровья (с ноября 2006 года премьер отсутствовал на работе около трех месяцев) и о решении губернатора Эдуарда Росселя назначить новым руководителем 42-летнего министра внешнеэкономических связей области Виктора Кокшарова. План главы региона был реализован уже на следующий день после ухода Алексея Воробьева -- областная Дума единогласно одобрила кандидатуру г-на Кокшарова, но также единогласно признала: новый премьер намного хуже знает свои обязанности, нежели Алексей Воробьев, возглавлявший кабинет министров двенадцать лет.
С тех пор Виктор Кокшаров делает все, чтобы показать свое влияние и завоевать авторитет. На прошедшей неделе он провел первое заседание правительства, где жестко раскритиковал работу областного департамента по делам молодежи, через несколько дней на совещании по реализации национальных проектов подверг критике работу предприятия «Севуралбокситруда», входящего в компанию РУСАЛ. Случилось это сразу после визита главных акционеров РУСАЛа Виктора Вексельберга и Олега Дерипаски в Екатеринбург, где они встретились с Эдуардом Росселем, договорились о сотрудничестве, но премьер-министр коммерсантам представлен не был.
Вдобавок к этому два первых вице-премьера Галина Ковалева и Владимир Молчанов, рассчитывавшие занять место Алексея Воробьева, почти сразу после назначения нового председателя правительства перестали посещать мероприятия с его участием. Несмотря на призыв г-на Росселя помочь Виктору Кокшарову оперативно войти в курс дела, курирующая финансовый блок г-жа Ковалева ушла в отпуск, так и не раскрыв кухню подготовки проекта бюджета области на 2008--2010 годы. Владимир Молчанов, возглавляющий министерство промышленности, не стал передавать новому премьеру свои контакты на крупнейших предприятиях и взял больничный. Притом больничный вызывающий: пропустив заседание правительства, он уже на следующий день вместе с губернатором встречался с Олегом Дерипаской и Виктором Вексельбергом.
В такой ситуации от общения с прессой г-н Кокшаров уклоняется, Эдуард Россель заверяет, что новый председатель правительства -- фигура самостоятельная, и обещает не вмешиваться в его работу. «Я каждый день даю ему по 4--5 поручений, но это только для того, чтобы он быстрее вошел в курс дела», -- отмечает губернатор. Правда, и ставить на место своих соратников он не хочет, выступая против деления кабинета министров на "старую гвардию" и "молодую команду". В официальном комментарии г-н Россель даже вспомнил прочитанный в детстве рассказ «Сон в начале тумана», в котором молодой индеец, встав во главе племени, не убил отца, как было принято, а спрятал в лесу и в трудный момент приходил за советом, делая свое племя лучше. «Детская, конечно, сказочка, но смысл глубокий, жизненный, -- отметил Эдуард Россель. -- Я был на «Мерседесе», и там есть конструкторы знаменитые, которых при достижении пенсионного возраста фирма просит поработать еще».
Дополнительные проблемы добавил ушедший в отставку Алексей Воробьев. По неофициальной информации, по состоянию здоровья он собирался отказаться и от второй должности -- лидера регионального отделения «Единой России», но передумал и теперь каждую неделю собирает на заседание президиум политсовета, куда входят 25 самых известных свердловских политиков и бизнесменов. На уходящей неделе они вызвали к себе вице-премьера по подготовке саммита ШОС в Екатеринбурге в 2009 году Олега Гусева и потребовали отчитаться о проделанной работе. Г-н Гусев выступил с докладом, а на следующий день был вынужден прочитать его уже премьеру Виктору Кокшарову.
Привыкшие работать с одним центром принятия решений областные бизнесмены и чиновники пребывают в растерянности. Известно, что традиционные субботние встречи премьера и мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, на которых два влиятельных политика договаривались о совместных действиях на ближайшие дни, больше не проводятся. Мэры менее крупных городов доступа к премьеру пока также не получили. А фраза Эдуарда Росселя «Мы еще используем потенциал Алексея Воробьева» и вовсе ставит местную элиту в тупик, превращая смену главы правительства и возвышение Виктора Кокшарова в фарс.