|
|
N°2, 10 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Защита без оружия
Охранять секреты Дальнего Востока будет специальная комиссия
Власти российского Дальнего Востока, похоже, всерьез озаботились проблемой информационной безопасности. Недавний суд над журналистом Григорием Пасько признан примером показательным, но недостаточным. На днях при полпреде президента в Дальневосточном федеральном округе создана специальная межведомственная комиссия, которая будет следить за всем, что будет публиковаться в открытой печати, чтобы по умыслу или случайно информация государственной важности не стала достоянием иностранных спецслужб. Все соответствующие бумаги вчера уже подписал Константин Пуликовский.
Полпред не сам придумал создавать этот орган. С инициативой выступили представители силовых ведомств, которые явно озабочены в последнее время проблемой охраны собственных информационных ресурсов. Инициаторы и войдут в комиссию: помимо чиновников исполнительной власти регионов округа там окажутся руководители территориальных управлений ФСБ, ФАПСИ, Государственной технической комиссии. Именно им предстоит обеспечить такую интеграцию Дальнего Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, при которой исключались бы экономические потери. А они, по мнению авторов проекта комиссии, более чем возможны в ходе международного информационного обмена. Как подчеркивают представители силовых ведомств, основным направлением в их работе станет защита сведений, составляющих гостайну, от доступа представителей иностранных разведок.
Представитель иностранной разведки, именуемый в просторечии шпионом, похоже, сегодня опять становится главным врагом российского государства: его теперь ищут повсюду, в том числе и в самых неожиданных местах. Напомним, что в прошлом году в учреждениях Академии наук распространили циркуляр, предписывающий всем без исключения ученым подробно отчитываться о любых международных контактах, включая гранты и иностранные публикации. И, по мнению силовиков, все эти меры совершенно оправданы: ведь зачастую информация о социально-экономических процессах является открытой, и ее сбором занимаются российские организации или СП, работающие по заказу зарубежных организаций. Дальневосточные контрразведчики убеждены, что во вверенном им регионе под прикрытием международных миссий и различных делегаций действовали представители спецслужб других стран. Под особое подозрение, естественно, попадают защитники природы. На последнем процессе над Пасько контрразведчики, как им кажется, убедительно показали, что полученная открытым путем информация при суммировании и анализе приобретает стратегический характер и вполне может нанести ущерб интересам страны.
Защитники природы, конечно, недовольны появлением «цензурной» комиссии в одном из самых экологически неблагополучных регионов страны. «Непонятно, зачем она создается, -- удивляется руководитель компании «Гринпис России» Иван Блоков. -- В России и так существуют исполнительные органы, призванные решать эти задачи. Это ФСБ и ФАПСИ. К тому же, если говорить о защите гостайны, то Дальний Восток едва ли является регионом, первым по числу засекреченных объектов. А вот с точки зрения экологии там как раз есть, что прятать. Но это может привести к грубейшему нарушению прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды. С такой инициативой в конце 90-х уже выступало челябинское управление ФСБ. Они написали целое письмо в Москву, где предлагали вообще не информировать общественность о проблемах этого спектра. Правда, тогда речь шла не столько о стратегических интересах, сколько о препятствиях на пути возможных инвестиции в ядерную отрасль».
Российские правозащитники считают, что создание комиссии по информационной безопасности -- реакция силовиков на судебные поражения в экологических делах. «Пару месяцев назад они проиграли дело Сойфера, в связи с Пасько тоже получили хорошую взбучку: похоже, состоится Верховный суд, по результатам которого возможен и оправдательный приговор, -- говорит лидер Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. -- Фээсбэшники думали, что у них на Дальнем Востоке все можно спрятать и похоронить, но у нас теперь глобализация, наша планета стала маленькой, на ней все хорошо видно».
К слову, пересмотр дела Пасько действительно становится все более реальным: вчера в его поддержку высказался новый спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Но радоваться, по мнению г-жи Алексеевой, тем не менее, нечему: «Понятие «информационная безопасность» кажется угрожающе широким. Силовики хотят следить за информацией не только в экологической сфере, но и во всех остальных. А значит, у нас впереди -- вечный бой, покой нам только снится».
В Хабаровском управлении ФСБ заранее стараются снизить эмоциональный накал. Создание комиссии оправдывается отчетом за год, согласно которому были задержаны и выдворены за пределы страны четыре представителя иностранных спецслужб, а еще двенадцати разведчикам закрыт въезд в Россию. "Их устремления были традиционно направлены на добывание государственных секретов, передовых технологий, сведений о новейших образцах военной техники", -- сказал начальник УФСБ РФ по Хабаровскому краю Анатолий Маренков. Теперь г-н Маренков намерен ловить шпионов еще лучше, а в деятельность журналистов обещает не вмешиваться. Но проблем с цензурой и ограничением в доступе к информации дальневосточным журналистам, похоже, теперь не избежать.
Иван СУХОВ, Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск