Время новостей
     N°113, 02 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.07.2007
Девушки на экспорт
Итоги Московского международного кинофестиваля
Никита Михалков неоднократно говорил об этом по ходу конкурса и еще раз повторил со сцены во время церемонии закрытия -- команда ММКФ за рекордно короткие сроки собрала программу фильмов, каждый из которых мог бы украсить собой любой международный фестиваль. Если судить по призовому раскладу, ММКФ составил серьезную конкуренцию как минимум одному международному форуму: проходящему каждой осенью в Анапе кинофестивалю стран СНГ и Балтии «Киношок».

Среди четырех неактерских наград фестиваля только одна не имеет непосредственного отношения к кинопространству бывшего СССР, но и в ней есть русский акцент. Приз за режиссуру получил итальянский режиссер Джузеппе Торнаторе с фильмом «Незнакомка» -- прихотливым психотриллером, главная героиня которого -- девушка с Украины, ставшая в Италии сексуальной рабыней. В ее роли снялась актриса из театра Льва Додина -- Ксения Рапопорт. (Кстати, в одном из внеконкурсных хитов -- фильме «Экспорт-Импорт» любимца фестивальной Европы Ульриха Зайдла -- героиня, работающая уборщицей в австрийском доме престарелых, тоже украинка, только ее играет не профессиональная актриса, а медсестра из Донецка Екатерина Рак).

Главный приз конкурса «Перспективы» достался совсем не монотонной, как подчеркнул председатель «перспективного» жюри Ульрих Грегор, латышской «Монотонности». Для ее режиссера, Юриуса Пушкуса, это дебют в игровом кино, но снятый в стилистике, которая не дает забыть о том, что изначально Пушкус -- режиссер-документалист. Поскольку у «Перспектив» только один приз, а «Монотонность» набрала-таки большинство голосов, то со сцены была озвучена и позиция тех, кто остался в меньшинстве. Специального упоминания удостоился российский фильм «Дыши» -- картина тридцатидвухлетнего уроженца Якутии, театрального режиссера Сергея Потапова.

Единогласных решений не было и в жюри основного конкурса -- о чем сообщил собравшейся в «Пушкинском» публике председатель Большого жюри австралийский режиссер Фред Скепси. И финальное заседание жюри, рассказал он, было самым длинным в истории Московского фестиваля. Результатом этих бдений стало присуждение главного приза, «Золотого Георгия», картине «Путешествие с домашними животными» режиссера Веры Сторожевой, снятой одним из самых модных и искусных российских операторов Олегом Лукичевым. (Операторского приза на ММКФ пока нет, а вот приз за сценарий Никита Михалков со следующего года обещал ввести.)

Документалистка Сторожева дебютировала в игровом кино фильмом «Небо, самолет, девушка» с Ренатой Литвиновой в главной роли (в этом году Литвинова -- в Большом фестивальном жюри), проходящего вроде бы по разряду арткино, потом попыталась поработать в мейнстриме, результатом чего стали картины «Француз» и «Греческие каникулы», и, наконец, с подачи продюсера Сабины Еремеевой сделала фильм, который иначе как «фестивальный» не назовешь.

«Золотой Георгий», доставшийся «Путешествию с домашними животными» стал примером фестивального везения. Сопродюсером картины является нынешний глава фестиваля «Кинотавр» Игорь Толстунов, и по этическим соображениям фильм не мог быть представлен в Сочи. Мне кажется, что в его конкурсе эта картина об утонченной красавице-обходчице с крошечного полустанка (Ксения Кутепова) и ее отношениях с обладателем идеальной фигуры «от World Class», водителем грузовика (Дмитрий Дюжев), вряд ли могла бы претендовать на основные призовые места. Зато в конкурсный пасьянс ММКФ картина вписалась на редкость удачно.

Спецприз ММКФ -- русскоязычному фильму режиссера Алеко Цабадзе «Русский треугольник» (Грузия), где молодого практиканта в отделе по расследованию убийств играет Артем Ткаченко, а Константин Хабенский -- одного из двух братьев, воевавших в Чечне и потянувших за собой чеченский след в мирную жизнь. Обосновывая свое решение, жюри заявило, что фильм отражает открытость ММКФ по отношению к острым темам, и это качество Московского международного необходимо поддерживать.

Приз за лучшую мужскую роль получил Фабрис Лукини («Мольер», Франция), сыгравшей не главную, а вторую роль -- господина Журдена. Лучшей актрисой названа Кирсти Стубо («Опиум», Венгрия). К сожалению, оба буквально за день до закрытия фестиваля покинули Москву и на церемонии не присутствовали.

Вот уже несколько лет подряд на церемонии закрытия ММКФ вручают специальный приз им. Станиславского «Верю!», обладателем которого становится выдающийся актер мирового уровня. В этом году «Верю!» отдан Даниэлю Ольбрыхскому, произнесшему свою благодарственную речь на хорошем русском и несколько раз очень к месту процитировавшему Окуджаву.

Вручению приза должен был предшествовать ролик-нарезка из ролей Ольбрыхского, шедший под сопровождение Терем-квартета. Но тут произошла забавная накладка, которую, не случись она самостийно, стоило бы выдумать -- для большей непосредственности. После некоторого замешательства к стоящему на сцене Никите Михалкову выбежал из зала режиссер церемонии Алексей Агранович и стал что-то быстро объяснять. «У нас не хватает стульев, -- громко объявил Михалков, -- поэтому мы вынуждены просить жюри уйти со сцены, а то музыкантам не на что сесть. По телевизору это вырежем». Жюри отправилось в зал, стулья нашлись (два комплекта так и остались стоять на сцене), и Терем-квартет завладел вниманием публики. Это, кстати сказать, был единственный концертный номер программы -- придумывавшие церемонию режиссер Агранович и сценарист Геннадий Йозефавичюс настойчиво придерживаются принципа «ничего лишнего» -- единственно разумного, на мой взгляд, при проведении подобных мероприятий.

А началась церемония с мини-фильма Клода Лелюша из альманаха, посвященного шестидесятилетию Каннского фестиваля. Новый полнометражный фильм Лелюша -- «Железнодорожный роман» -- закрывал фестиваль, но каннская реминисценция оказалась весьма кстати не только поэтому. Дело в том, что главным событием 29-го ММКФ для многих стала показанная в программе Петра Шепотинника «8Ѕ фильмов» малобюджетная румынская картина -- лауреат «Золотой пальмовой ветви» последнего Каннского фестиваля «4 месяца, 3 недели, 2 дня». Для режиссера Кристиана Мунджу это дебют в полнометражном кино, и то, как ему удается в течение двух часов без всяких визуальных ухищрений держать зрителя в напряжении этой камерной историей на четырех человек, -- одна из тех загадок в кино, которые так и остаются неразгаданными. Те, кто не видел «4 недели» на фестивале, должен обязательно посмотреть этот фильм зимой в кинотеатрах -- картина приобретена компанией «Кино без границ».

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино