Первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома»
Дмитрий Медведев в пятницу на собрании акционеров концерна при поддержке зампредов правления Александра Ананенкова, Александра Медведева и Андрея Круглова отработал за себя и за того парня -- выздоравливающего главу компании Алексея Миллера. Он не только терпеливо отвечал на вопросы на протяжении всей пресс-конференции (раньше предпочитал уходить с нее, оставляя председателя правления), но и -- невиданное дело -- пришел на фуршет после официальной части мероприятия. Кроме того, в кулуарах собрания акционеров первый вице-премьер провел переговоры с министром энергетики Венесуэлы, президентом PDSVA, министром энергетики Катара и председателем правления Qatar Petroleum. На встречах обсуждались перспективы сотрудничества «Газпрома» с этими госкомпаниями.
Топ-менеджеры «Газпрома» не только дали традиционные ответы на вопросы акционеров, но и выполнили роль «коллективного Миллера» на пресс-конференции г-на Медведева по итогам собрания. Г-ну Ананенкову выпала честь зачитать доклад об итогах деятельности концерна в 2006 году, и впоследствии он продемонстрировал, что к вопросам акционеров относится очень бережно. В середине июня на брифинге, посвященном добыче газа, г-н Ананенков не смог назвать себестоимость добычи газа на новых месторождениях «Газпрома» (на полуострове Ямал и шельфе северных морей). Когда об этом спросили сейчас, и.о. председателя правления компании продемонстрировал, что лучше подготовился к встрече. По его словам, средняя себестоимость добычи газа составляет 13 долл. за тысячу кубометров. При этом на Бованенковском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе она может составить 18--19 долл. за тысячу кубометров, а на Штокмановском газоконденсатном месторождении (шельф Баренцева моря) -- 25--26 долларов.
Голосование прошло мирно. Акционеры приняли все предложенные старым советом директоров решения (утвердили годовой отчет, назначили аудитором PricewaterhouseCoopers, согласовали возможность вхождения голландской Gasunie в проект «Северный поток» и несколько традиционных сделок с заинтересованностью). Выборы нового состава совета директоров превратились в формальность: все 11 действующих представителей, как и планировало руководство «Газпрома», остались на своих местах. Затем члены совета директоров (среди них помимо отсутствовавшего по уважительной причине Алексея Миллера не оказалось «независимого директора» Бориса Федорова) собрались на короткое заседание. В ходе него председателем совета вновь стал Дмитрий Медведев, а г-н Миллер стал его заместителем.
На пресс-конференции первый вице-премьер излучал уверенность и оптимизм. Он сначала призвал Европу не превращать процесс энергодиалога во «взаимную нервотрепку». «Конечно, есть страхи и эмоции по поводу захода («Газпрома». --
Ред.) в downstream (распределение газа в Европе. --
Ред.) и в целом работы на европейском рынке, -- признал Дмитрий Медведев. -- Но я бы отнесся к этому философски, нам никуда друг от друга не деться, мы соседи и объективные партнеры». Он подтвердил, что «Газпром» исполнит все свои обязательства, данные партнерам, но напомнил, что российский концерн «не сторонняя часть европейской или мировой энергетической системы, а ее полноценный участник».
По его словам, «Газпром» намерен занять долю на рынке электроэнергетики, но не стремится стать монополистом в этой отрасли. «Для «Газпрома» интерес к электроэнергетике не случаен, это профессиональный интерес. Мы хотели бы иметь нормальную эффективную долю участия, но не более того», -- сказал он. А создание СП с угольным холдингом СУЭК прокомментировал так: «Нет окончательной схемы, но есть понимание, что такой проект был бы продуктивным. Я считаю эту сделку полезной, она не создает глобалистических проблем, она направлена на улучшение структуры баланса электропотребления в стране».
Комментируя просьбу зампреда правления концерна Александра Ананенкова к правительству о передаче «Газпрому» лицензии на право освоения крупных месторождений в Якутии (Чаяндинское) и Сахалинской области («Сахалин-3»), первый вице-премьер сказал то, что и должен был сказать: «Мне кажется, что это некое недоразумение. «Газпром» готов и будет участвовать во всех процедурах, которые установлены законом. Есть интерес к этим объектам. Но это не значит, что у "Газпрома", как тяжеловесного игрока, существует эксклюзив. Наша задача обеспечить равные правила для всех, кто интересуется лицензиями». После этого Александр Ананенков был вынужден признать, что на сегодня единственный способ получить лицензию без аукциона -- открыть месторождение путем геологоразведочных работ. То есть он неприменим к уже существующим запасам, причем очень крупным. Правда, он все еще рассчитывает, что правительство разработает специальный механизм лицензирования стратегических месторождений и тем самым предоставит «Газпрому» тот самый эксклюзив.