|
|
N°2, 10 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гибкий и нейтральный
Сапармурат Ниязов целых полчаса гордился Россией
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов, который собирается 21 января в Москву с рабочим визитом, надеется подписать здесь «документ, который будет определять правовую базу отношений двух стран». Об этом туркменский лидер заявил вчера в Ашхабаде перед началом встречи с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. Правда, как утверждают источники газеты «Время новостей» в российском МИДе, там о подготовке подобного документа по итогам переговоров президентов ничего не известно: «В Москве считают вполне достаточным российско-туркменский договор 1993 года».
Оказалось, что речь идет о «межправительственном соглашении о сотрудничестве в газовой области». Туркменбаши надеется на его «гибкий характер», основанный на «добровольности и учете существующей экономической ситуации в обеих странах».
В переводе с дипломатического языка это означает, что Ашхабад хочет получить от Москвы гарантии долговременных и масштабных закупок туркменского газа с правом ежегодного пересмотра цен. Россия заинтересована в стратегических поставках туркменского топлива, но не по ценам продавца. Кроме того, партнеры сегодня расходятся и в том, кто будет выступать в качестве покупателя. Ашхабад привык к удобной для себя компании «Итера». В Москве же, где готовятся к реорганизации газовой отрасли, судя по всему, предпочли бы кого-то другого. Помимо этого, как стало известно нашей газете из дипломатических источников в Ашхабаде, в разговоре с г-ном Ивановым президент Ниязов настаивал на том, чтобы Москва предоставила государственные гарантии транзита туркменского газа на Украину через российскую территорию. В ответ ему дали понять, что до полного урегулирования российско-украинских энергетических отношений Москва вряд ли будет давать подобные гарантии третьим странам.
Туркменбаши пообещал, что саммит пяти каспийских стран в целях разрешения давней проблемы -- выработки нового статуса Каспия -- состоится до конца года, однако «не обязательно должен завершиться определением такого статуса». После того как из-за позиции Ашхабада сорвалась декабрьская встреча экспертов каспийской «пятерки» в Москве, неопределенная позиция Туркмении вряд ли прибавит энтузиазма ее партнерам.
Г-н Ниязов отверг предложение г-на Иванова примкнуть к Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан), сославшись на нейтральный статус. Им же туркменбаши обосновал накануне и отказ предоставить военной авиации Германии аэродромы для миротворческой миссии в Афганистане. Как свидетельствуют наши источники, у шефа российского МИДа это особых эмоций не вызвало: мол, ваше право, но Россия международную операцию поддерживает.
Впрочем, все это не должно омрачить «хороших», по словам Игоря Иванова, отношений с Туркменией. Тем более что из полутора часов встречи Туркменбаши добрую треть времени рассказывал, как он «гордится» Россией. А значительную часть оставшегося времени посвятил «проблеме Шихмурадова», бывшего туркменского коллеги г-на Иванова, перешедшего недавно в оппозицию Ниязову. Москва никак не реагировала на требование Ашхабада арестовать его во время пребывания в российской столице и выдать Туркмении.
Аркадий ДУБНОВ