В эти дни президенты России и США в неформальной обстановке обсуждают в числе прочих острые проблемы противоракетной обороны и вооружений. Накануне визита Путина эти вопросы обсуждались на юбилейном заседании Совета Россия--НАТО (СРН), посвященном пятилетию этой организации и 10-летию Основополагающего акта об отношениях между Россией и альянсом. О позиции России спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказывает заместитель главы МИД России Александр ГРУШКО.-- НАТО является военно-политической организацией (сегодня в альянс входит 26 государств. --
Ред.). И пока это так, наряду с политическим диалогом и сотрудничеством по вопросам безопасности, основой наших отношений остаются меры доверия и военной сдержанности, контроль над вооружениями. У нас остаются вопросы к политике расширения альянса, приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам. Насколько это соответствует реальным потребностям обеспечения безопасности? Мы следим и за процессом трансформации НАТО. Одна ситуация, если НАТО будет превращаться в глобального полицейского. Другая -- если НАТО будет встраиваться в новую архитектуру безопасности и ставить перед собой политические цели, все больше взаимодействуя с партнерами.
-- Как в связи с этим можно оценить планы США разместить в Европе элементы системы противоракетной обороны (ПРО)?-- Как таковые эти планы не имеют отношения к НАТО. США договариваются напрямую с Польшей и Чехией, стремясь сделать свою систему ПРО более эффективной. Но очевидно, что эта система в итоге будет состыкована с натовской ПРО. А это отразится на наших отношениях с альянсом, в частности на совместном проекте создания ПРО театра военных действий. Он предусматривает объединение тактических ресурсов ПРО НАТО и России для защиты воинских контингентов, участвующих в совместных миротворческих операциях по решению Совбеза ООН.
-- Предложение России по совместному с США использованию Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане остается в силе?-- Да, и это сейчас обсуждается президентами России и США.
-- Еще одна проблема между НАТО и Россией -- судьба Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Но нужен ли этот договор России?-- Нужен. Предпринятые Россией действия направлены на то, чтобы заставить наших партнеров задуматься о судьбе этого договора. Еще в 1995 году государства -- участники ДОВСЕ пришли к пониманию, что договор нуждается в корректировке. Соглашение об адаптации договора было подписано в Стамбуле в 1999 году.
Но на дворе уже 2007 год, а воз и ныне там, изменений не произошло. Старый ДОВСЕ пришел в полное противоречие с новыми военно-политическими реалиями. Новые страны -- члены НАТО -- Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Болгария, Румыния -- до сих пор числятся в «восточной группе государств», а их вооружения засчитываются в квоты бывшего Варшавского договора. Три страны Балтии вообще не могут присоединиться к адаптированному ДОВСЕ, поскольку он не вступает в силу. Ведь, кроме России, его ратифицировали лишь Белоруссия, Казахстан и Украина. Все это создает лишь иллюзию некоего контроля над вооружениями в Европе. Поэтому мы в мае объявили о введении моратория на исполнение старого ДОВСЕ и ожидаем ратификации нашими партнерами соглашения о его адаптации.
-- Где совпадают интересы России и НАТО?-- В частности, на афганском направлении. Мы выступаем за продолжение восстановления Афганистана, чтобы в его лице иметь надежного партнера в сфере безопасности. Не в наших интересах, чтобы эта страна вновь попала в руки талибов, тем более что это грозит нестабильностью и другим государствам.
По Афганистану мы с НАТО работаем вместе и параллельно. Россия оказала помощь афганской армии на сумму примерно в 200 млн долл. и ведет переговоры о списании афганского долга в размере 11 млрд долл. Мы готовы участвовать в восстановлении экономики Афганистана, в реализации инфраструктурных проектов. Непосредственно с НАТО мы взаимодействуем в обеспечении транзита, об этом у нас есть соглашения с Германией и Францией. Мы готовы оказывать необходимую тыловую поддержку, рассматривать заявки по дооснащению афганской армии. Мы призываем НАТО активнее бороться с афганскими наркотиками. В качестве позитивного примера нашего взаимодействия приведу проект Совета Россия--НАТО по подготовке специалистов по борьбе с наркотиками из Афганистана и стран Центральной Азии, реализуемый на базе центра МВД в Домодедове.
-- И все же многие эксперты считают, что Совет Россия--НАТО не оправдал себя...-- Возможно, были завышенные ожидания. Но совет -- важный механизм. Сравните времена, когда между Россией и НАТО не было контактов, с нынешней ситуацией, когда наши представители работают в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и в военном штабе альянса в Монсе. Это гигантский шаг вперед. Но, конечно, Совет Россия--НАТО не может заменить ни ОБСЕ, ни Совбез ООН, ни другие форматы взаимодействия. Думать, что это некая волшебная палочка, от прикосновения которой решатся все проблемы безопасности, было бы неправильно. Кроме того, эффективность совета зависит от характера трансформации самого альянса и от того, насколько альянс будет учитывать позиции России.