Время новостей
     N°112, 29 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.06.2007
Сергей Кудряшов: «Роснефть» пока не планирует крупных приобретений
Завтра на годовом собрании акционеров "Роснефти" президент компании Сергей Богданчиков в своем докладе постарается рассказать, какой стала структура нефтяной компании после покупки активов ЮКОСа и как она теперь позиционируется. Очевидно, «Роснефть» готовится к тому, чтобы к середине июля -- годовщине первичного размещения акций компании -- можно было продемонстрировать инвесторам рост котировок. Ведь это было первое в России «народное» IPO государственной компании. Впрочем, в последние дни акции «Роснефти» немного подрастают -- судя по всему, на информации о том, что компания стала получать долги от ЮКОСа. В результате чего, как заявил обозревателю «Времени новостей» Николаю ГОРЕЛОВУ первый вице-президент «Роснефти» Сергей КУДРЯШОВ, долг государственной нефтяной компании на днях сократился до 26 млрд долларов.

-- «Роснефть» буквально за пару месяцев стала крупнейшей нефтяной компанией России. В каком состоянии находятся приобретенные компанией активы ЮКОСа? Что происходит с сотрудниками его бывших дочерних структур?

-- В целом мы приобрели хорошие активы. Наши специалисты сейчас вплотную знакомятся с ними, изучают их и готовят план интеграции производственных объектов в структуру «Роснефти». А сотрудники продолжают работать на своих местах.

-- Каких показателей нефтедобычи и нефтепереработки вы намерены достичь по итогам 2007 года? С какими финансовыми результатами планируется закончить год?

-- С учетом недавних приобретений «Роснефть» рассчитывает добыть в этом году более 100 млн тонн нефти, потенциал по нефтепереработке у нас составляет почти 50 млн тонн. Это соответствует нашей задаче -- перерабатывать не менее половины добываемой нефти. Более подробно о наших задачах на текущий год и последующие мы сможем сообщить после того, как закончим подготовку бизнес-плана, учитывающего новые активы.

-- Что «Роснефть» собирается делать с дополнительными объемами нефти -- перерабатывать в России или экспортировать? Что выгоднее экспортировать -- нефть или продукты переработки?

-- Безусловно, продавать продукты переработки значительно выгоднее, чем сырье, так как это товары с более высокой добавочной стоимостью. Это все понимают -- и в руководстве страны, и в компаниях сырьевых отраслей. Но есть определенные проблемы, которые, кстати, обсуждались еще в феврале, на встрече президента России с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей. В той встрече, как вы помните, участвовал и президент «Роснефти» Сергей Богданчиков. Так вот, там, в частности, говорилось, что в России сейчас просто не хватает мощностей для создания более дорогой продукции, в том числе и нефтепродуктов. То есть нам необходимо развивать перерабатывающие мощности. В нефтяной отрасли это означает строительство новых НПЗ и модернизацию уже имеющихся с целью увеличить не только объемы, но и улучшить качество выпускаемой продукции.

«Роснефть» уже проводит реконструкцию своих НПЗ в Комсомольске-на-Амуре и Туапсе, а также предварительно прорабатывает вопрос строительства нового завода в районе Находки, в конечной точке ВСТО (нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана. -- Ред.). Что касается недавно приобретенных нами заводов, то сейчас идет работа по разработке программ развития и реконструкции этих предприятий. Я надеюсь, что осенью мы сможем подробно об этом рассказать. Пока я могу лишь повторить, что, по нашим планам, компания должна перерабатывать на собственных НПЗ не менее 50% всей добываемой нефти.

-- «Роснефть» собирается построить НПЗ на берегу Тихого океана (в точке окончания ВСТО). Какой мощности будет этот завод, каких инвестиций потребует строительство. Можно ли раскрыть источники финансирования?

-- Пока у нас есть только предварительное ТЭО этого проекта, а окончательное мы рассчитываем подготовить через два месяца. Сейчас идет работа по обоснованию выбора площадки, по компоновке завода и т.п. Планируемая мощность НПЗ составляет 20 млн тонн нефти в год. Строительство предполагается в две очереди. Первую очередь -- в 10 млн тонн в год -- мы планируем построить к 2012 году, ко времени ввода второй очереди ВСТО.

-- Г-н Богданчиков ранее говорил, что «Роснефть» заинтересована в башкирских НПЗ. Сохранилась ли эта заинтересованность сейчас, после покупки активов ЮКОСа? Если да, то в чем состоит интерес? Вела ли «Роснефть» переговоры о покупке?

-- Сергей Михайлович, насколько я помню, обозначал наш интерес ко всем активам в нефтепереработке, которые мог бы предложить «Роснефти» рынок. Этот интерес был обусловлен наличием у компании большого дисбаланса между нефтедобычей и нефтепереработкой. Поэтому если бы владельцы башкирских НПЗ выставили их на продажу, «Роснефть», безусловно, серьезно рассматривала бы возможность их покупки. Однако таких предложений не было. Зато «Роснефть» смогла приобрести нефтеперерабатывающие предприятия, принадлежавшие ЮКОСу, и с учетом программы модернизации собственных НПЗ, а также планов по строительству завода в конечной точке ВСТО проблем с переработкой у компании на ближайшую перспективу быть не должно. Впрочем, «Роснефть» все равно внимательно относится и будет относиться ко всем продающимся профильным активам, хотя в ближайшее время не планирует новых крупных приобретений.

-- «Роснефть» объявила, что готовится к перепродаже некоторых активов, купленных у ЮКОСа. Есть ли среди этих активов профильные?

-- Продажа части профильных активов возможна. Причины здесь могут быть разными, но в основном мы планируем продавать, конечно, именно непрофильные активы. Как вы помните, «Роснефть» участвовала не во всех аукционах по продаже имущества ЮКОСа -- еще на стадии принятия решения по участию в них нами были выбраны активы, которые нам действительно нужны. Между тем лоты были сформированы таким образом, что победитель приобретал в результате торгов не только то, в чем был прямо заинтересован. Поэтому кое-что из того, что компания сочтет для себя ненужным и невыгодным, мы будем продавать. В первую очередь рынку будут предложены мелкие активы ЮКОСа и, возможно, электроэнергетические активы.

-- Почему при покупке активов ЮКОСа потребовалось «заводить» активы на внучатые компании?

-- Подобные схемы приобретения стратегически важных активов, когда в группе компаний создается полностью контролируемое юридическое лицо с последующим его участием в аукционе -- так называемые «компании особого назначения», -- широко распространены и пришли в Россию из-за рубежа. Преимуществами данной схемы для «Роснефти» являлись соблюдение конфиденциальности в отношении ожидаемой цены приобретения активов, минимизация юридических и имиджевых рисков, а также широкие потенциальные возможности при выстраивании структуры управления приобретаемыми активами.

-- Год назад «Роснефть» стала публичной компанией. Что можно сказать о плюсах и минусах открытости? Как можно прокомментировать факт, что стоимость акций компании упала ниже цены размещения? Насколько правильно было проводить именно «народное» IPO?

-- Приобретение «Роснефтью», фактически национальной нефтяной компанией, статуса публичной безусловно увеличивает ответственность ее руководства за результаты ее деятельности. Ответственность не только перед государством, крупнейшим ее акционером, но и перед всеми совладельцами компании, независимо от величины принадлежащего им пакета, их местонахождения и опыта работы на фондовом рынке. Мы благодарны всем инвесторам, оказавшим доверие нашей компании. Особенно отрадно, что в числе совладельцев «Роснефти» более 150 тыс. российских граждан. Это вклад компании в развитие в наших соотечественниках культуры инвестирования в ценные бумаги российских предприятий, а также развитие фондового рынка нашей страны в целом. Вместе с тем я надеюсь, что менеджмент «Роснефти» еще накануне IPO ясно дал понять всем инвесторам, что вложения в акции компании стоит рассматривать в первую очередь как инвестиции на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

-- Как вы относитесь к тому, что акции купили руководители крупнейших зарубежных нефтяных компаний и промышленно-финансовых структур? Можно ли, на ваш взгляд, считать, что для них покупка акций «Роснефти» стала «билетом» на российский рынок, включая совместные проекты с «Роснефтью»?

-- «Роснефть» в равной степени соблюдает интересы всех своих акционеров, но каждый ее совладелец сам принимал решение о целесообразности покупки акций. То, что в числе акционеров есть крупные инвесторы, в том числе стратегические, -- безусловно, очень хороший признак. Кроме того, для наших международных партнеров, таких как BP или CNPC, покупка акций «Роснефти» стала очередным шагом на пути к укреплению нашего сотрудничества и созданию уже в ближайшем будущем альянсов и совместных предприятий.

-- Как «Роснефть» намерена распорядиться пакетом собственных акций, который ее «внучка» купила у ЮКОСа? Ранее утверждалось, что пакет будет участвовать в обменных операциях или в операциях по совместному инвестированию. Не могли бы вы уточнить перечень потенциальных проектов по этому поводу?

-- «Роснефть» по-прежнему рассматривает различные варианты использования пакета собственных акций -- обмен, продажа, выпуск конвертируемых облигаций и другие. При этом использование одного из вариантов совсем не исключает возможности осуществления других -- скорее всего, часть акций будет обменена, часть продана и так далее, в зависимости от конкретных предложений и конъюнктуры рынка. Вместе с тем пока окончательных решений по использованию собственных акций в «Роснефти» не принято.

-- Сергей Богданчиков недавно говорил о намерении сотрудничать с Total. Какие совместные проекты возможны с этой компанией?

-- В настоящее время идет рассмотрение возможностей сотрудничества «Роснефти» и Total. Как на территории России, так и других стран. Большего пока сказать не могу.

-- Вице-премьер Сергей Иванов говорил зимой в Индии, что Ванкорское месторождение и «Сахалин-3» могут разрабатываться совместно с индийскими компаниями. В то же время компания раньше настаивала на самостоятельной разработке Ванкора. Ситуация изменилась?


-- «Роснефть» считает Ванкор своим стратегическим проектом и все еще уверена, что способна реализовать его самостоятельно. Что касается разработки новых участков проекта «Сахалин-3», то «Роснефти», безусловно, очень интересно в этом участвовать, мы ждем проведения соответствующих тендеров и не исключаем, что пойдем на них совместно с теми или иными зарубежными партнерами. «Роснефть» уже сотрудничает с индийской ONGC в реализации проекта «Сахалин-1», и мы отнюдь не исключаем развития этого сотрудничества в рамках других проектов, в том числе и на дальневосточном шельфе.

-- «Роснефть» в 2005 году купила блокпакет акций «Верхнечонскнефтегаза». Ведете ли инвестирование в добычу? Для чего нужен этот актив, если компания не контролирует предприятие? Намерена ли «Роснефть» нарастить свою долю или, наоборот, продать пакет? Действительно ли разработка Верхнечонского месторождения будет более эффективной вкупе с разработкой Ковыктинского? Нет ли у вас планов приобретения доли в «РУСИА Петролеум»?

-- Верхнечонское месторождение является крупнейшим месторождением Иркутской области и одним из главных центров нефтедобычи для заполнения трубопроводной системы ВСТО. Совместно с другим крупным акционером «Верхнечонскнефтегаза» -- компанией ТНК-ВР -- «Роснефть» финансирует работы по разработке месторождения пропорционально доле своего участия в уставном капитале. Мы также участвуем в принятии ключевых решений по стратегии развития проекта. В ближайшее время мы планируем увеличить свою долю в «Верхнечонскнефтегазе» за счет приобретения акций, принадлежащих администрации Иркутской области. При этом опыт, полученный в процессе освоения Верхнечонского месторождения, позволит «Роснефти» более эффективно подготовить собственные лицензионные участки в Иркутской области к вводу в промышленную эксплуатацию.

Что касается Ковыктинского месторождения, то оно находится на значительном удалении от Верхнечонского. Учитывая также отсутствие газотранспортных мощностей, разработка газовых ресурсов Верхнечонского месторождения более эффективна при создании центра газодобычи на Чаяндинском месторождении. Так что «Роснефть» и ранее не рассматривала возможности приобретения доли в «РУСИА Петролеум», а теперь -- после объявления о продаже компании «Газпрому» -- тем более.

-- «Роснефть» строит сотрудничество с азиатскими странами -- Китаем и Индией -- почти по одинаковой схеме: в обеих странах создается по два СП -- по добыче и по переработке и сбыту. Чем вызвано применение одинаковых схем? Какие именно проекты в Индии интересуют «Роснефть»? Как продвигается работа китайских СП?

-- Стратегия взаимоотношений с китайскими и индийскими компаниями строится на паритетной основе. Предоставляя доступ партнерам в проекты сектора добычи в России, мы получаем взамен доступ к активам сектора переработки и сбыта в Китае и Индии. Такое сотрудничество наиболее перспективно: с одной стороны, каждая из сторон получает гарантии получения и реализации углеводородов, а с другой -- выстраиваются долгосрочные отношения. В ближайшее время СП с китайскими партнерами по добыче нефти в России планирует участие в аукционах по распределению лицензий на недропользование, а СП по переработке и сбыту в Китае приступит к разработке ТЭО нефтеперерабатывающего завода в городе Тяньцзинь. Что касается проектов в Индии, то сейчас совместной рабочей группой рассматривается несколько проектов, но говорить о конкретных пока несколько преждевременно.

-- В последнее время все чаще звучат предложения перевести соглашения, реализуемые на условиях СРП, на обычный режим налогообложения. Какова позиция «Роснефти» по этому вопросу?

-- Действующие проекты СРП вступили в силу с 1996-го («Сахалин-1», и «Сахалин-2») и с 1999 года (Харьягинское), инвесторами уже вложены в них десятки миллиардов долларов. Поэтому перевести всю финансовую отчетность и денежные потоки из режима СРП в обычную налоговую систему, по всей видимости, не представляется возможным. При этом все СРП заключены с иностранными инвесторами и государством и в какой-то мере подпадают в правовую сферу международных договоров, которые (нравится это кому-то или нет) превалируют над федеральным.

Кроме того, нельзя забывать, как много дала тому же Сахалину разработка двух проектов СРП. Достаточно сослаться на данные, приведенные недавно сахалинской администрацией, согласно которым сахалинские проекты позволили сократить миграционный отток населения и заметно улучшили условия жизни людей. Активизировалось жилищное строительство, возводятся новые объекты социальной сферы, интенсифицировалось дорожное строительство, реконструируются аэропорты и морские порты. Вырос профессиональный уровень менеджмента, растут зарплаты. Доходная часть бюджета области, наполовину формируемого за счет подоходного налога, за последние два года выросла почти в два раза. На остров реально пришли новые технологии.

Кроме того, для СРП предусмотрен не только особый налоговый режим, но и обособленный бухгалтерский учет и отчетность по особым формам. В связи с этим выполнить перевод действующих проектов СРП в обычный режим налогообложения практически невозможно, так как даже списание произведенных затрат в режиме СРП осуществляется иным способом, чем в обычном. В обычном режиме капитальные затраты списываются амортизационными отчислениями, а при СРП -- накапливаются и возмещаются за счет произведенной продукции.