Время новостей
     N°112, 29 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.06.2007
Электрический центр России
«Мосэнерго» при поддержке «Газпрома» готовится управлять крупными ГРЭС из соседних областей
«Газпром», похоже, приступает к активной фазе переговоров о создании крупной энергогенерирующей компании в центре России. Вчера гендиректор подконтрольной концерну «Мосэнерго» Анатолий Копсов заявил, что намерен взять в управление ряд электростанций, которые работают в том числе на энергоснабжение Московского региона, но принадлежат различным оптовым генерирующим компаниям (ОГК). В РАО «ЕЭС России» и ОГК вчера заявили, что никаких переговоров пока не ведут и скептически относятся к централизации управления генерацией -- дескать, реформа отрасли задумывалась не для этого. А официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявляет, что концерн поддерживает такую идею, так как она позволит обеспечить надежность работы электроэнергетики столицы России.

Впервые идею распространить влияние «Мосэнерго» на соседние регионы г-н Копсов высказал осенью прошлого года, правда тогда речь шла о строительстве и покупке электростанций, которые не интересны новым владельцам ОГК и ТГК. Объяснение этому он давал простое: рост потребления в столице настолько высок, что необходимы новые мощности, но строить электростанции в Москве и Подмосковье уже практически негде. «И самое главное -- мы думаем, что и соседние области будут достаточно нормально к этому относиться, ведь на их территорию придет мощный инвестор: это и налоги, и использование рабочей силы», -- говорил он тогда «Времени новостей». В целом же г-н Копсов утверждал, что видит «Мосэнерго» как «мощное ядро энергетики Центрального района России»: «Интеграция «Мосэнерго» будет осуществляться на базе генерирующих мощностей прилегающих областей. Если наш стратегический инвестор изъявит желание, мы будем прорабатывать этот вопрос».

Вчера же на пресс-конференции г-н Копсов заявил, что «Газпром» как новый и контрольный акционер «Мосэнерго» не против экспансии энергокомпании в соседние регионы. Причем «Мосэнерго» уже определилась с интересующими ее электростанциями: речь идет о Конаковской, Костромской, Щекинской и Черепетской ГРЭС, а также станциях, связанных с московской энергосистемой. В этом случае установленная мощность «Мосэнерго» могла бы удвоиться, и компания стала бы самой крупной среди теплогенерирующих в России. «Я считал бы необходимым объединить эти электростанции под централизованное управление... Я сторонник централизации управления мощностями», -- сказал глава «Мосэнерго». При этом форма -- передача в управление или вхождение в капитал, по его словам, еще не выбрана, ее должен утвердить «Газпром». Источник «Времени новостей» в газовом концерне добавил, что монополия не приняла окончательного решения по той или иной станции. Переговоры ведутся только о вхождении в капитал Загорской гидроаккумулирующей станции (принадлежит «ГидроОГК»), она позволяет «сглаживать» пики нагрузки на энергосистему, так как де-факто является аккумулятором электроэнергии.

Укрупнение «Мосэнерго» необходимо: в ближайшие годы ожидается резкий рост потребления энергии во всех регионах России. И если сейчас в часы пиковых нагрузок Московский регион получает энергию от электростанций соседних регионов, то вскоре они попросту не будут отдавать эту энергию -- самим будет нужна. А это уже угроза энергобезопасности столицы. Поэтому «Мосэнерго» намерено инвестировать в модернизацию соседних ГРЭС, так как не надеется на их хозяев -- из-за смены собственников реализация инвестпрограмм может сильно затянуться, и не факт, что новые акционеры ОГК не захотят изменить инвестпрограммы.

Эти заявления вызвали бурю гнева у РАО «ЕЭС России». «ОГК и ТГК специально формировались таким образом, чтобы не было региональных монополий, и электростанции находились в условиях конкуренции, -- заявила вчера руководитель департамента энергохолдинга по работе со СМИ Маргарита Нагога. -- Если централизовать управление, то о конкуренции можно забыть». Она фактически повторила слова Анатолия Чубайса из его интервью Интерфаксу в минувший вторник: «Если вы меня спросите, что сегодня способно убить реформу, я вам скажу: не осталось ни одного политического вопроса, все решено. Остался один настоящий риск. Это риск... абсолютной монополизации ставшего частным в ходе реформы рынка с убийством всего замысла в целом... Как гражданин страны я ясно понимаю, что концентрация энергетических активов в одних руках -- это завтрашнее неизбежное монопольное завышение цены... Был этап, когда мы предполагали зафиксировать конфигурацию созданной генкомпании законом, запретив ее изменять. Обосновывая создание генкомпании, мы делали это так, чтобы сохранить конкурентов в каждом регионе страны. Больше того, сама идея разделения на ТГК и ОГК тоже с этим связана. И все-таки в итоге отказались от идеи заморозить структуру, потому что она (идея) совсем нерыночная. Инструментами решения в цивилизованной экономике должен быть не запрет на изменение конфигурации, а эффективная государственная антимонопольная служба, которая должна служить простой логике. Дорогие друзья, вы хотите держать 25% рынка? Замечательно, держите, нет никаких проблем. Если попасть в диапазон с 25 до 35% -- доминирующее положение. Это означает, что вам будут предъявлены следующие ограничения ценообразования, следующие поведенческие условия. А вы хотите за 45% уехать, в 55, 60% и так далее? Ну тогда эти условия будут еще более жесткие, а в ряде случаев мы запретим вам сделки с активами, которые приводят к этому. ФАС точно начинает заявлять позицию, точно начинает всерьез играть ту роль, которую должна играть, только нужно в десять раз больше. Настоящая антимонопольная служба должна быть предметом абсолютной ненависти у 90% бизнеса. Вот тогда это настоящая антимонопольная служба».

В ФАС же вчера предпочли не комментировать ситуацию, пообещав представить развернутую позицию сегодня. Один из представителей службы на условиях анонимности лишь сказал, что идея г-на Копсова «несовместима с рынком». Ранее же представители ФАС высказывались категорически против экспансии «Газпрома» в электроэнергетику, так как он чуть ли не единственный поставщик топлива на тепловые электростанции в европейской части России. «Мы не против изменения конфигурации ОГК и ТГК, -- говорил один из представителей службы. -- Но рынок должен быть максимально диверсифицированным и конкурентным». Очевидно, поэтому ФАС намерена согласовывать любую сделку «Мосэнерго», будь то управление активами или их приобретение. И при этом она вряд ли согласует покупку Загорской ГАЭС, так как «Мосэнерго» благодаря синергии ТЭЦ и ГАЭС может влиять на цены в регионе.

Представители же ОГК-3 и ОГК-5, в которые входят перечисленные г-ном Копсовым ГРЭС, вчера говорили, что с ними никто переговоров не ведет, а сами они не собираются ни продавать электростанции, ни передавать их в управление. Комментариев частных акционеров этих ОГК -- «Норильского никеля» и итальянской Enel -- вчера получить не удалось.

Впрочем, все участники рынка, опрошенные «Временем новостей», вчера признали, что формулу «если не продадите, отключим газ» в России еще никто не отменял.

Николай ГОРЕЛОВ