Вчера в Санкт-Петербурге завершил работу третий Международный военно-морской салон МВМС-2007. Его организаторы -- Федеральное агентство по промышленности, Министерство обороны, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, ФГУП «Рособоронэкспорт» и правительство Санкт-Петербурга. Выставка уже успела войти в тройку мировых лидеров и по числу участников (383 предприятия из 28 государств), и по количеству представленных образцов вооружения и военной техники. А после нынешнего салона, видимо, и по количеству контрактов.
В частности, ФГУП «Рособоронэкспорт» подписал контрактное соглашение о строительстве для ВМС Индонезии
корветов типа «Стерегущий» и меморандум о намерениях по сотрудничеству с международной группой «Талес». Ряд контрактов оформлен с работавшей на салоне группой индийских специалистов.
Судостроительное предприятие «Янтарь» из Калининграда заключило несколько соглашений с предприятиями Санк-Петербурга на заказ систем и вооружений для индийских кораблей. Пока неизвестно, завершились ли контрактом переговоры с испанскими специалистами, которые планируют закупку российского оружия для неназванной третьей страны. Реализация ряда соглашений о намерениях, отметил глава делегации «Рособоронэкспорта» Владимир Пахомов, позволит выйти на контракты в некоторых случаях до сотен миллионов долларов.
К открытию салона судостроительный завод «Северная верфь», специализирующийся на строительстве кораблей для ВМФ, сдал Главному штабу Военно-морского флота России служебно-разъездной катер VIP-класса «Альбатрос» проекта 21270. Он предназначен для принятия парадов кораблей и доставки высокого командования на корабли, стоящие на рейде. Катер малюткой не назовешь -- его водоизмещение около 100 тонн, максимальная скорость -- 22 узла. В отличие от обычных судов VIP-катер укомплектован (надо полагать, по желанию военного заказчика) оборудованием исключительно зарубежного производства -- из Нидерландов, Италии, Франции, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Германии, США и даже Австралии. «Альбатрос» -- не единственный начальственный катер. В 2003 году та же «Северная верфь» представила Ленинградской военно-морской базе первый катер данного проекта «Буревестник». Сегодня в постройке третий аналогичный катер, планируется закладка четвертого. Впрочем, к VIP-кораблям можно отнести и некоторые другие образцы, представленные на выставке.
Тематика салона -- кораблестроение и судостроение, энергетические установки, оружие и вооружение, морская авиация, навигация и управление, инфраструктура обеспечения, новые технологии и материалы, приборы и электроника, информационные технологии, консалтинговые, финансовые и страховые услуги в промышленности. Как и на каждой выставке, были и здесь свои «фишки». Как истребитель МиГ-29ОВТ на аэрокосмическом шоу в Ле-Бурже, общепризнанной звездой Военно-морского салона в Санкт-Петербурге стал многоцелевой корвет нового поколения «Стерегущий» (проект 20380). Было замечено, что это предмет особого внимания службы безопасности выставки.
Корвет представлен двумя ведущими питерскими судостроительными предприятиями -- Центральным морским конструкторским бюро (ЦМКБ) «Алмаз» и судостроительный заводом «Северная верфь», основной акционер которой -- Объединенная промышленная корпорация (ОПК) -- 72,19% акций. "Стерегущий", предназначенный для ВМФ России, уже прошел заводские испытания. В корабле использованы интегрированные информационные системы, разработанные на российских предприятиях.
По сути своей это многоцелевой корабль, созданный по технологии «стелс» и способный в открытом море наносить ракетные удары по надводным кораблям и субмаринам. Он имеет мощную систему ПВО, с помощью 100-миллиметрового универсального автоматического пушечного комплекса А-190 может оказать артиллерийскую поддержку морскому десанту. Водоизмещение новинки -- 2200 тонн, длина -- 104,5 м, ширина -- 13 м. На вооружении «Стерегущего» ударный ракетный комплекс «Уран», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Каштан», вертолет Ка-27. По планам командования российского ВМФ, предполагается построить два десятка корветов этого проекта.
Экспортная модификация «Стерегущего» -- проект 20382 «Тигр» была презентована на салоне компанией «Рособоронэкспорт». «Тигр» уже известен за рубежом, несколько стран имеют на него виды. В частности, Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия, Алжир, Ливия и целый ряд государств Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного регионов. Сегодня 30 стран имеют на вооружении своих флотов около 200 кораблей этого класса, их стоимость на мировом рынке колеблется в зависимости от комплектации от 120 до 150 млн долл. По прогнозам, в ближайшие 20 лет на мировой рынок будет предложено примерно 90 корветов на общую сумму 9,5 млрд долл. Специалисты полагают, что наш корвет вполне может стать «бестселлером» на мировом оружейном рынке: у «Тигра» меньшая, чем у аналогичных образцов, стоимость, низкий уровень физических полей, высокая степень автоматизации управления. Интересно, что корабли будут строиться в Испании по российскому проекту.
На «Северной верфи» сегодня в разной степени готовности находятся три серийных корвета названного проекта. Как полагают специалисты, производство будет расширено и получит новый импульс после реализации проекта объединения «Северной верфи» и «Балтийского завода». На их базе Объединенная промышленная корпорация (ОПК) планирует создать современную крупную верфь, которая по локализации, близости к научным центрам и источникам квалифицированных кадров может значительно опережать также планируемые верфи на Севере или Дальнем Востоке России. По словам председателя совета директоров ОПК Александра Гнусарева, стратегия проста: Россия как один из ведущих поставщиков нефти и газа нуждается в строительстве гигантского флота сложных наукоемких судов, а также в современных боевых кораблях для защиты своих национальных богатств, в том числе на шельфе. Создание новой объединенной верфи в Санкт-Петербурге органично вписывается в концепцию недавно созданного указом президента холдинга Объединенная судостроительная корпорация.
Кстати, пример такого объединения на МВМС-2007 показали концерн «Моринформсистема -- Агат», производящий боевые управляющие системы, и НПО «Радар ММС», продукция которого -- наукоемкие малогабаритные радиоэлектронные комплексы управления крылатых ракет, самолетов, вертолетов и беспилотников. Совместно они собираются производить летающих разведчиков ледовых работ на Севере и экранопланы.
Салон показал, что неплохие перспективы есть и у субмарин. По оценкам «Рособоронэкспорта», до 2015 года в мире могут быть проданы 30--40 новейших подводных лодок российского производства.
Экспортный потенциал здесь считается высоким во многом благодаря подлодкам проекта 636 и «Амур-1650», оснащенных интегрированной системой ракетного оружия «Клаб-С». Это дизельные субмарины четвертого поколения с высокой боевой мощью, большой скоростью и дальностью плавания. Специалисты уверяют, что малые подлодки российского производства, в том числе «Пиранья-Т», для охраны прибрежных экономических зон могут быть востребованы многими странами уже в ближайшее время. Однако первый заместитель главы «Рособоронэкспорта» Владимир Пахомов поспешил оговориться: «У России нет планов экспорта атомных подводных лодок. Такого товара у нас в магазине нет».
В нынешнем году, по словам г-на Пахомова, объем продаж российской военно-морской техники на экспорт подтянулся к 2 млрд долл. Увы, это меньше, чем в прошлом году, когда выполнялось много крупных контрактов. Такой объем не устраивает госпосредника, в работу будут внесены коррективы, после чего объем продаж возрастет, в том числе за счет работы на других рынках. «Китай и Индию мы уже перевооружили, теперь будем ориентироваться на другие страны», -- сказал Владимир Пахомов, не уточнив, на какие именно. В 2006--2007 годах общий объем заказов на военно-морскую технику составил 4 млрд долл., сообщил первый заместитель главы «Рособоронэкспорта». Портфель планируется увеличить до 6 млрд долларов.
Помимо названных образцов, на салоне блистали скоростной катер ФСБ России проекта А-125, головная неатомная подлодка проекта 677 «Санкт-Петербург», малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Е. Кочешков», фрегаты проектов 11356, 11541 и типа «Гепард», ракетные катера «Молния» и «Бора», самый большой в мире десантный корабль на воздушной подушке «Зубр», а также впервые прибывший для участия в салоне испанский фрегат УРО «Блас де Лезо». На артиллерийском полигоне «Ржевка» были проведены стрельбы из морских артиллерийских систем 13 типов. Над акваторией гавани, где проходил салон, совершали показательные полеты пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи».
Одна из ясно обозначившихся на салоне тенденций -- бурное развитие двойных технологий. Например, сверхпрочные материалы, сварочные, монтажные работы, опробованные на боевых субмаринах, оказались востребованными на шельфах заполярных морей. А конструкторы морской военной техники участвуют в создании ледостойкой нефтедобывающей установки.