Через месяц Конституционный суд должен дать ответ на жалобу Российской коммунистической рабочей партии (РКРП), ликвидированной по решению Верховного суда, но все же желающей остаться на политической арене. Но уже сейчас можно прогнозировать, что КС оставит обращение радикальных коммунистов без удовлетворения -- вчерашнее заседание показало, что идея пересмотра действующего законодательства о партиях не находит поддержки у представителей всех ветвей власти.
Как уже сообщала газета «Время новостей», РКРП усомнилась в конституционности норм закона «О политических партиях», устанавливающих «партийный минимум» -- для регистрации в Минюсте необходимо набрать не менее 50 тыс. членов. На вчерашнем заседании КС лидер РКРП, депутат Госдумы от КПРФ Виктор Тюлькин сделал все возможное, чтобы убедить судей в обоснованности своих доводов. В числе прочего коммунист сослался на опыт других государств. «В абсолютном большинстве демократических стран определение численности партий отдано на откуп гражданскому обществу -- в Англии в партии может состоять один человек, в Канаде достаточно набрать 250, а в Польше -- одну тысячу активистов», -- демонстрировал знание политгеографии товарищ Тюлькин.
Нормы ныне действующего российского партийного законодательства, по его словам, противоречат гарантированным Основным законом правам: на объединение граждан, на участие в управлении делами государства, праву избирать и быть избранным в органы власти. «Право на объединение не должно подлежать никаким ограничениям, кроме тех, которые необходимы в интересах национальной безопасности и общественного порядка», -- подчеркнул жалобщик. Гонка же за количеством партийцев, по утверждению лидера РКРП, идет в ущерб качеству -- в партии попадают непроверенные люди, «мертвые души», да и судорожное выправление документов чревато ошибками, чем не преминет воспользоваться «Росрегистрация». Кроме того, жалобщиков не устраивает требование закона о передаче в регистрирующие органы информации о партийцах -- месте их работы, жительства и т.п.
Выслушав почти часовую речь Виктора Тюлькина, суд объявил перерыв, после чего дал слово законодательной и исполнительной власти в лице представителей Госдумы, Совета Федерации и президента. С первой и наиболее развернутой репликой выступила Елена Мизулина, представляющая в КС нижнюю палату парламента. По словам г-жи Мизулиной, от политических карликов одни убытки: «Хотя эти партии не пользовались поддержкой населения, они тем не менее пользовались всевозможными льготами в период избирательной кампании и до сих пор должны бюджету 600 млн руб.». Из партий, зарегистрированных к моменту прошлых выборов в Госдуму, в избирательной кампании участвовала лишь половина, причем 13 из них набрали в совокупности 5% голосов избирателей. «Ограничения играют положительную роль, поскольку защищают избирательные права граждан -- право выбирать между партиями, которые будут реально представлять их интересы в парламенте», -- считает г-жа Мизулина.
Коллегу поддержала представитель Совета Федерации в КС Елена Виноградова, заметившая, что в данном случае не может идти речи о нарушении принципа многопартийности, ведь после повышения регистрационной планки до 50 тыс. все-таки в России осталось больше, чем одна партия. Михаил Кротов, представляющий в суде президента, подчеркнул, что таким образом закон оберегает избирателя от партий-однодневок, учреждаемых на время избирательных кампаний. «Партия должна быть реальной, а не мнимой, только в этом случае она может представлять и защищать интересы избирателей и политическую волю народа», -- заявил г-н Кротов. Тогда как РКРП и 11 других партий, срезавшихся «на экзамене» в Федеральной регистрационной службе и ликвидированных по решению Верховного суда, к числу таковых не относятся.
Впрочем, сами партийцы продолжают стоять на своем. Сегодня аналогичную жалобу в КС подают представители другой упраздненной структуры -- Республиканской партии России, ранее обратившейся с иском в Страсбургский суд. Лидер РПР, независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков пояснил, что таким образом его партия намерена поддержать дело РКРП. Депутат пояснил, что «в иске будет расширена аргументация». «Мы считаем, что наши шансы вырастут, если мы подадим два отдельных иска. Думаем, что КС объединит их в одно дело, и надеемся выиграть. Двойной выстрел в направлении закона повышает наши шансы на победу», -- подчеркнул г-н Рыжков.