Время новостей
     N°113, 02 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.07.2007
Два столетия зеркальных отражений
России и США пора перестать воспитывать друг друга
Начавшаяся вчера неформальная встреча президентов России и США в фамильном поместье Бушей в местечке Кеннебанкпорт в штате Мэн вряд ли решит все острые проблемы между Москвой и Вашингтоном. Поэтому, словно чтобы подсластить горечь этой пилюли, Москва и Вашингтон сейчас вспоминают о том, что нашему сегодняшнему стратегическому партнерству предшествовала не только «холодная война», но и более приятные вещи. Такие, как установление дипломатических отношений 200 лет назад (причем Россия установила их с США одной из первых), что торжественно будет отмечаться весь год обеими сторонами.

Когда в 1807 году между Россией и США были установлены дипотношения (путем обмена посланиями между российским министром иностранных дел Андреем Будбергом и госсекретарем США Джеймсом Мэдисоном), на это событие мало кто обратил внимание. Россия в тот момент сосредотачивала усилия на европейском направлении, где все растущая империя Наполеона Первого начинала угрожать и российской территории. Картина изменилась только через столетие, когда из первой мировой войны США вышли сильнейшей державой. А после второй мировой войны на этот же титул предъявила претензии и Россия в своем советском обличье.

Схема, при которой Москва и Вашингтон были главными силовыми центрами мировой политики, стала настолько привычной для россиян, что мы с трудом миримся с новой схемой, при которой США уделяют больше внимания связям с Индией и Китаем, чем отношениям с Россией. В американском дипкорпусе сейчас резко сокращается количество дипломатов, работающих в Европе (включая Россию), в пользу таких стран, как Индия или Индонезия.

Так что как раз тогда, когда мы отмечаем уже двухсотую годовщину отношений, все чаще раздается вопрос: а нужны ли мы вообще друг другу? Интересны ли?

На состоявшемся еще в мае в Вашингтоне 26-м Русском форуме, посвященном анализу российско-американских отношений, участники пришли к выводу, что до окончания президентских выборных кампаний и в России, и в США в 2008 году улучшения отношений ждать не стоит. Демократы постараются заработать очки на критике администрации Буша за слишком мягкую линию в отношении "путинского режима", а республиканцы упредят эту критику "антипутинскими" действиями.

Выступавший на форуме американец Блэр Рубл, директор Института Джорджа Кеннана, отметил: "Мы пока еще не перешли точку невозврата в ухудшении наших отношений, но мы к ней приближаемся. Правда, новый кризис будет отличаться от, скажем, кубинского "ракетного" кризиса 1962 года. Тогда обе страны понимали, что они не смогут выжить без учета интересов друг друга. Были ограничители, удерживавшие стороны от непродуманных действий. Но теперь мы видим, что обе стороны просто не нуждаются друг в друге, а естественные ограничители времен «холодной войны» исчезли. Ситуация стала менее структурированной, а значит, более опасной".

Однако такая ситуация не нова. Не стоит забывать, что мы переживаем период, наступивший после победоносного для США окончания «холодной войны», а также относительно удачных интервенций в Ираке в 1991 году и в ряде других стран в 1994--1999 годах. Это может показаться странным, но военные победы, включая те, что были одержаны совместно, как правило, сопровождались ухудшением российско-американских отношений. И дело тут не только в страхе одной из держав перед усилением соперницы. Дело в том, что можно было бы назвать ревностью бюрократий.

Оба наши государства, что бы по этому поводу ни говорили идеологи в США и России, склонны к созданию самоуверенной, самодостаточной и националистически настроенной бюрократии. Каждую военную или политическую победу эта бюрократия расценивает только как свою заслугу и как доказательство собственной исключительности и незаменимости для "всего прогрессивного человечества". Это вызывает ревность другой бюрократии на противоположном конце планеты. Результат -- периодически возникающие именно после побед коллизии и взаимная подозрительность, которую пока не смогли преодолеть ни американский прагматизм, ни русская отходчивость.

Яркий пример -- действия сталинского руководства после Великой Отечественной войны, а также политика трех президентов США в период после развала социалистического блока в конце 1980-х -- начале 1990-х годов. Победа в войне с фашизмом была добыта подвигами и жертвами всего населения Советского Союза, а не "мудрым руководством" Сталина и компартии. Победа в «войне холодной» досталась США благодаря успехам американского бизнеса, создавшего экономику, обладающую позитивным демонстрационным эффектом для всего мира. Как показывают ныне публикуемые документы и воспоминания, ЦРУ и госдепартамент на самом деле не оказались в состоянии прогнозировать развал социалистического блока в 1989 году и СССР в 1991 году, что заставляет усомниться в "ведущей роли" этих организаций в эрозии коммунистических режимов.

Итак, роль государства в одержанных Россией и США победах весьма сомнительна. Тем не менее КПСС сорок лет присваивала себе лавры победителя фашизма, а американская администрация после развала Советского Союза ведет себя так, будто это ее достижения представляют собой конец или, вернее, венец истории, хотя автор одноименной концепции Фрэнсис Фукуяма давно от нее отказался.

Интересно, что вдумчивые дипломаты с обеих сторон тонко подмечали эту особенность бюрократии, ее вред для национальных интересов, но только, как правило, не в своей стране, а в стране-сопернице. Сегодня, когда мы ищем причину враждебности к России со стороны наших бывших "союзников" в Центральной и Восточной Европе, стоит признать пророческими предсказания, сделанные в середине сороковых Джорджем Кеннаном, американским дипломатом, ставшим в 1952 году на короткое время американским послом в СССР.

Слова американского дипломата стоит процитировать: "Это гигантское расширение территории при отсутствии хотя бы единственной соперничающей супердержавы на евразийском пространстве создавало для России не только преимущества, но и проблемы. Многие из нерусских по населению территорий, ныне занятых советскими войсками, когда-то были частями царской империи; но и тогда они в конце концов оказались источниками слабости этой империи, а не ее силы. Наличие большого количества нацменьшинств в революционном движении, приведшем к катастрофе 1917 года, подтверждает это». И далее Кеннан продолжает: «Советское государство, лишенное этих земель в свои первые два десятилетия существования, может быть, было только усилено этим обстоятельством. А теперь оно вновь взвалило на себя ношу владения этими территориями. Нужно будет, например, найти кадры для коммунистических правительств на этих землях. Если послать туда русских управленцев, то выяснится, что они нечувствительны к особенностям местного общества, а значит, неэффективны. Если эти люди войдут в местное общество, они вскоре потеряют свою русскость и станут нелояльны. Если же нанять местных управленцев, то в отношениях с ними не будет доверия, националистические чувства рано или поздно вырвутся наружу и контроль быстро будет потерян...»

В этих строках, написанных в 1945 году, как в магическом кристалле, видны многие будущие события. Стоит вспомнить, что среди лидеров движения за независимость балтийских республик были и бывший лидер ЦК КП Латвийской ССР Горбуновс (первый глава Верховного Совета независимой Латвии), и видный литовский партиец Березовс. Вот вам и русские управленцы, "вошедшие в местное общество". То, что главный гонитель Бронзового солдата в Эстонии премьер Андрис Ансип тоже был инструктором райкома КПСС, напоминает о "вырвавшихся наружу" националистических чувствах. Можно вспомнить и об Эдуарде Шеварднадзе, для которого в советские времена "солнце для Грузии вставало с севера", пока после 1991 года не стало вставать с запада.

Геополитическая судьба России и США сложилась так, что экономически мы можем быть более или менее независимы друг от друга, по крайней мере в ближайшей перспективе. Но слова Кеннана показывают, что мы можем быть полезны и интересны друг другу как интеллектуальные зеркала, в которые порой стоит посмотреться. Опыт показывает, что попытки воспитать друг друга, привив американские ценности русским или русские -- американцам, как правило, бесплодны. А вот когда, смирив воспитательный пыл, мы начинаем судить друг о друге с макиавеллиевским хладнокровием, наблюдения бывают на удивление точные. Пример -- пессимистические прогнозы российских экспертов перед американским вторжением в Ирак. Предсказания наших специалистов о "кровавой бане" оказались ближе к реальности, чем шапкозакидательские прожекты вашингтонских стратегов о "строительстве новой нации" на земле Вавилонской башни.

Интересно, что в последние годы своей жизни (он умер в 2006 году, пережив собственный столетний юбилей) Джордж Кеннан выступал против расширения НАТО, назвав продвижение этого военного блока к границам России «самой большой ошибкой после «холодной войны». А идею "сдерживания" России, сформулированную им в конце сороковых годов, он назвал в выступлении перед сенатом в 1975 году "самой большой ошибкой моей жизни". К сожалению, эта идея опять становится популярной в США. Впрочем, американская история, как и российская, циклична. Вслед за периодом бюрократического самодовольства и самоуверенности наступает период реформ, исканий и перемен. Рано или поздно американская история, как и российская, вступит в этот новый цикл.




США вернут России ценные документы

Посол США в Москве Уильям Бернс от имени своего правительства передаст российской стороне около 80 архивных документов, изданных в Советском Союзе и Российской империи. Как сообщили "Времени новостей" американские дипломаты, церемония пройдет 5 июля в посольстве США в Москве. На некоторых документах стоят подписи Александра I, Николая II, Владимира Ленина, Льва Троцкого, Иосифа Сталина, Никиты Хрущева.

Передаче архивов предшествовала многолетняя интрига -- в течение четырех лет правоохранительные органы России и США выясняли, как ценные материалы оказались в Америке и весной 2003 года были выставлены на продажу в Интернете. Удалось выяснить, что архивы были незаконно вывезены из России и так же незаконно были ввезены в США. Церемония их возвращения приурочена сразу к нескольким датам -- празднованию 4 июля Дня независимости США и серии мероприятий, посвященных отмечаемому в этом году 200-летию установления отношений между нашими странами. Так совпало, что на следующий день после церемонии -- 6 июля -- президент США Джордж Буш отпразднует свой 61-й день рождения. "ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ"

Дмитрий БАБИЧ, журнал Russia Profile, -- специально для «Времени новостей»