Скандальная эпопея «русских талибов» -- семерых россиян, задержанных в свое время американцами во время контртеррористической операции в Афганистане, вчера получила неожиданное продолжение. Утром в столице Кабардино-Балкарии (КБР) Нальчике, по официальной версии -- при попытке задержания, был застрелен уроженец этой республики Руслан Одижев, побывавший в заключении на американской базе Гуантанамо на Кубе.
По данным спецслужб, он уже полтора года находился в розыске по подозрению в организации
нападения боевиков на Нальчик в октябре 2005 года. Кроме того, спецслужбы заявили, что он был причастен еще к целой серии «громких» терактов, в том числе к подрывам жилых домов в Москве и Волгодонске осенью 1999 года, а теперь готовил и новые теракты в Нальчике. Откуда появились все эти данные, осталось загадкой -- до вчерашнего дня спецслужбы ничего подобного об Одижеве не рассказывали. А сам он после возвращения с Гуантанамо поначалу вообще ни от кого не прятался. Так или иначе, но очевидцы спецоперации утверждают, что погибшие были безоружны и их просто расстреляли.
27 февраля 2004 года семеро граждан России, узники Гуантанамо -- Расул Кудаев и Руслан Одижев из КБР, Шамиль Хаджиев и Равиль Гумаров из Башкирии, Айрат Вахитов из Татарстана, Тимур Ишмурадов из Тюменской области и Рустам Ахмяров из Челябинска -- были переданы России и доставлены в пятигорскую тюрьму «Белый Лебедь». Управление Генпрокуратуры на Северном Кавказе обвинило их в участии в преступном сообществе (движении «Талибан»), наемничестве и незаконном пересечении границы. Но доказательств прокуратура не нашла, и «талибы» были освобождены. Тем не менее спецслужбы не утратили к ним интерес.
Гумаров и Ишмуратов были задержаны в апреле 2005 года в связи со взрывом газопровода в Бугульме. На суде они отказались от признательных показаний, сказав, что их у них «выбили» на допросах. В сентябре 2005 года присяжные их оправдали. Прокуратура Татарстана добилась отмены вердикта в Верховном суде, и в 2006 году на новом процессе оба были осуждены. Суд согласился с доводами следствия, что они совершили теракт, чтобы отвести подозрения от группы набережночелнинских ваххабитов, арестованных за участие в незаконном вооруженном формировании и терроризме. Гумарова приговорили к девяти годам колонии, Ишмуратова -- к восьми.
Вахитова и Ахмярова арестовали в Москве, куда они, по их словам, приехали искать работу. Их заподозрили в разжигании межнациональной вражды, во взрыве линий электропередачи и в связях с запрещенной организацией «Хизб-ут-Тахрир». Но и тут собрать доказательства следствию не удалось, и их тоже отпустили.
Хаджиева задержали в декабре 2004 года по подозрению в причастности к той же «Хизб-ут-Тахрир», но потом также отпустили за неимением улик. После этого он занялся бизнесом, а в апреле этого года, прилетев в Амстердам, попросил политубежища. Он пожаловался властям Нидерландов на притеснения со стороны российских спецслужб. В ФСБ его заявление назвали «безосновательным».
Кудаев был арестовали
после событий в Нальчике 13--14 октября 2005 года, когда несколько отрядов боевиков атаковали здания силовых ведомств. Бои в городе продолжались более суток. В них погибли 35 сотрудников спецслужб и 12 мирных жителей. Потери со стороны боевиков составили 94 человека, взять живыми удалось 69.
Долгое время Руслан Одижев среди других «русских талибов» жил особняком -- его не арестовывали и не допрашивали. По словам знакомых Одижева, он считался одним из самых образованных мусульман КБР. В 1991 году он поступил в Исламский институт, открывшийся в Нальчике. В 1992 году университет Эр-Рияда (Саудовская Аравия) провел в Нальчике курсы по основам ислама и по их результатам вызвал на обучение 12 человек. В их числе оказались Одижев и Анзор Астемиров. (В 2004 году последнего объявили в розыск за нападение на управление Госнаркоконтроля КБР. Считается, что Астемиров был убит в числе боевиков, напавших на Нальчик, хотя официально это пока никто не подтвердил.) Они попали на отделение идеологии факультета современных религиозных течений. Одижев проучился там полгода, после чего из-за болезни вернулся домой.
Тогда Одижев впервые попал в поле зрения спецслужб. У него дома проводились обыски (изымали видеокассеты, книги, личные записи). В мае 2000 года Одижев был задержан УФСБ по Ставропольскому краю по подозрению в причастности к группе Ачимеза Гочияева, организовавшего взрывы жилых домов в 1999 году в Москве и Волгодонске. Как выяснили следователи, в июле-августе Одижев выезжал в Москву якобы по просьбе приятеля, который предложил ему заняться бизнесом. Одижев должен был выяснить, насколько легко снять в столице помещение-подвал в жилом доме под склад. Позже террористы заложили взрывчатку в подвалы домов на ул. Гурьянова и на Каширском шоссе. Но предъявлять обвинения тогда Одижеву не стали. По информации источника, близкого к следствию, сыщики решили, что боевики использовали его «втемную», и освободили.
Дожидаться новых обвинений Одижев не стал и покинул республику. По словам матери, он хотел продолжить изучение исламских традиций, но, оказавшись в Афганистане, был взят в плен американцами и провел на базе Гуантанамо около двух лет.
Снова вернувшись в КБР, Одижев, по рассказам родственников, решил уединиться и ушел чабанить в горы. По данным же спецслужб КБР, он стал одним из лидеров ваххабитского подполья. Об этом, по мнению спецслужб, свидетельствуют его личное знакомство в Муссой Мукожевым (в разработках УФСБ назывался духовным главой джамаата КБР) и Астемировым.
По версии спецслужб,
во время событий в Нальчике в октябре 2005 года Одижев руководил группой боевиков, атаковавшей базу ОМОНа. Хотя в розыск его объявили лишь через несколько месяцев и подробностей этой истории не сообщалось.
По информации УФСБ КБР, 33-летний Руслан Одижев и Анзор Тенгизов (житель Нальчика, до сих пор к нему претензий у властей не было) были убиты 27 июня в 7.20 на ул. Шогенцукова неподалеку от Соборной мечети в ходе спецоперации. Оперативники рассказали, что сначала боевикам предложили сдаться. Но те достали оружие. В «Жигулях», принадлежавших убитым, по данным спецслужб, нашли пять гранат, длва пистолета, 21 спальный мешок, план Нальчика и карты кавказских регионов. Еще три бомбы якобы нашли на теле Тенгизова.
Между тем, по рассказам некоторых очевидцев, события разворачивались иначе -- будто двое мужчин шли без оружия, а подъехавшие спецназовцы блокировали их и сразу расстреляли.
Сразу же после сообщений о спецоперации в ФСБ вспомнили историю с задержанием Одижева в 2000 году, обвинив его в причастности к взрывам жилых домов в 1999 году, и сообщили, что, по оперативным данным, теперь он готовил новые теракты.
На чем именно основаны эти обвинения, пока не ясно. Не знает о них ничего и мать Руслана -- Нина Одижева. Она рассказала, что о смерти сына ей вчера сообщила по телефону неизвестная женщина. В милиции проверить информацию она не смогла и пошла с сестрой в городской морг. Там ей подтвердили сведения об уничтожении Руслана, но опознать тело не дали. Позже в квартире Одижевых прошел обыск. «Они говорили, что мы прячем оружие и взрывчатку. Хорошо, что в квартире было много соседей, родственников. Они стали понятыми и видели, что у нас ничего не нашли», -- рассказала вчера Нина Одижева.