Рассекретив новые материалы из своих архивов, ЦРУ США сделало роскошный подарок исследователям истории западных спецслужб. В блоке документов под названием «Фамильные драгоценности», посвященном деятельности этого ведомства, каждая бумага помечена грифами «совершенно секретно» и «только для ознакомления». Правда, материалы по-прежнему изобилуют пропусками, за которыми скрываются имена ответственных за проведение операций.
Первый пункт «сокровищницы ЦРУ» так и остался секретным. Второй, озаглавленный «Памятка для исполнительного директора-куратора. Джонни Роселли», рассказывает о попытке использовать члена мафии для убийства Фиделя Кастро. Документ свидетельствует, что идея ликвидировать Кастро руками мафии зародилась в Лэнгли в августе 1960 года. В качестве посредника для переговоров с мафиози был завербован бывший сотрудник ФБР Роберт Махо. Он должен был выдать себя за представителя международных фирм, якобы понесших финансовые потери вследствие прихода к власти Кастро и готовых выплатить за устранение кубинского лидера 150 тыс. долларов.
Махо сначала вышел на известного в Лас-Вегасе мафиози Джонни Роселли, который вывел его на гангстеров Сэма Голда, Момо Сальваторе Джанкану и Сантоса Траффиканте.
Джанкану и Траффиканте в то время скрывались от правосудия и были включены в список разыскиваемых ФБР преступников. Сэм Голд принадлежал к верхушке чикагского гангстерского клана и был преемником Аль-Капоне. Сэм предложил не прибегать к огнестрельному оружию, а устранить Кастро с помощью яда, который предполагалось добавить в питье или еду. Для этого ЦРУ предоставило им шесть спецтаблеток. Покушение должен был осуществить кубинский чиновник Хуан Орта, который предпринял несколько неудачных попыток. Оказавшись под подозрением кубинской службы безопасности, он передал яд другому человеку из ближнего окружения Кастро, имя которого в документах не раскрывается. Но и тому не удалось справиться с задачей.
Фидель был не единственным лидером, возможность физического устранения которого рассматривалась в 1960-х годах руководством ЦРУ. Обнародованные документы раскрывают планы покушения на конголезского патриота Патриса Лумумбу и ставшего неудобным для Вашингтона диктатора Доминиканской Республики Рафаэля Трухильо. Лумумба был убит в январе, а Трухильо -- в конце мая 1961 года. Однако ЦРУ призналось лишь в подготовке убийств, а не их исполнении.
Рассекреченные документы проливают свет и на операцию ЦРУ по перлюстрации почты из Советского Союза, проводившуюся с 1953 года в нью-йоркском аэропорту, названном потом именем Кеннеди.
Сотрудники разведки аккуратно вскрывали почту и выборочно фотографировали письма. В этой деятельности ЦРУ в течение нескольких лет помогал русский перебежчик Анатолий Голицын.
Примечательна папка под названием «Юрий Иванович Носенко». Речь идет о бывшем капитане КГБ Юрии Носенко, который 4 февраля 1964 года обратился в отделение ЦРУ в Швейцарии. После предварительных допросов Носенко был доставлен в дом, принадлежащий спецслужбе, в городке Клинтон в штате Мэриленд, где его допрашивали с 4 апреля 1964-го до 13 августа 1965 года. Затем Носенко перевели в специально построенную для него «тюрьму», расположенную в отдаленной лесистой местности. Название места, где содержался перебежчик, из документа вырезано. Сначала в ЦРУ посчитали Носенко специально подосланным КГБ агентом. Даже после жестких силовых допросов американцы не сразу поверили перебежчику. Только 27 октября 1967 года Носенко перевели в «комфортабельный дом-убежище в районе Вашингтона», где его еще год продолжал «интервьюировать» офицер разведки Брюс Солье. Беседы теперь проходили в обстановке «дружбы и симпатии». В конце концов Носенко предоставили относительную свободу передвижения, и он продолжил сотрудничество с американскими спецслужбами. В настоящий момент 80-летний Носенко проживает в США под псевдонимом. Он заочно развелся с русской женой и заключил брак с американской гражданкой.
Несколько сотен страниц посвящено слежке за «подрывными элементами» в США во время войны во Вьетнаме. Под наблюдением оказалось свыше девяти тысяч человек, среди которых была и актриса Джейн Фонда. Агенты ЦРУ следили за ее передвижениями, вскрывали письма от поклонников из СССР. Документы рассказывают об операции «Пересмешник» -- в 1963 году ЦРУ прослушивало телефонные разговоры 13 американских журналистов, в своих публикациях ссылавшихся на материалы под грифом «секретно». Прослушиванию подверглись также 12 сенаторов, шесть конгрессменов, 21 служащий аппарата конгресса США, 16 госслужащих, включая сотрудников Белого Дома, аппарата вице-президента, помощника генпрокурора. Сам генпрокурор Роберт Кеннеди в списке не значится. Но он был одним из кураторов операции «Пересмешник».
В беседе с «Временем новостей» российский историк спецслужб Александр Колпакиди пояснил мотивацию раскрытия архива: «Сейчас в США упрекают ЦРУ в неэффективности, припоминают разведчикам ложные донесения об оружии массового уничтожения Саддама Хусейна, из-за которых Америка напала на Ирак, а также секретные тюрьмы ЦРУ и тотальный контроль телефонных переговоров после 11 сентября 2001 года. ЦРУ старается отмыться от новых грехов с помощью старой грязи». По мнению нашего собеседника, «рассекреченное досье не производит большого впечатления. В нем содержатся хорошо известные факты», в частности еще 30 лет назад была написана первая книга о неудавшемся покушении на кубинского лидера, а о судьбе советского перебежчика Носенко написаны книги и даже сняты фильмы. «В Америке опубликованные документы назвали «скелетом в шкафу». Один скелет вытащили из шкафа, но у ЦРУ осталось еще немало шокирующих тайн», -- считает г-н Колпакиди.