Игру «накажи себя сам» затеяла с налогоплательщиками Федеральная налоговая служба. Позавчера ФНС обнародовала любопытный документ «по самооценке». С помощью приведенных в нем указаний руководитель предприятия может сам просчитать, насколько велика для него вероятность попасть под пристальное наблюдение налоговиков.
Письмо под названием «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» вывешено на сайте ФНС.
Рекомендации плательщикам подготовлены на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Первым признаком, вызывающим подозрение у налоговиков, будет уровень налоговой нагрузки (то есть соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и оборота). Если налоговое бремя конкретного налогоплательщика ниже среднего уровня по отрасли или виду экономической деятельности, это будет признано проверяющими самым тревожным сигналом. Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности услужливо приведен в приложении к письму, опубликованному по адресу http://www.nalog.ru/html/pr1_krit.doc. Отклонение уровня рентабельности от среднеотраслевой также приветствоваться не будет.
Вторым подозрительным пунктом налоговики сочтут регулярное отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков. Впрочем, московские налоговики в этом пошли дальше и уже опубликовали на своем сайте список убыточных предприятий Москвы.
Предприятием высокого налогового риска может себя счесть организация, злоупотребляющая, по мнению фискалов, налоговыми вычетами. К примеру, если доля вычетов по НДС равна либо превышает в год 89%.
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров или услуг также признается фискалами неблагоприятным моментом.
Пятый пункт, указывающий на подозрительность предприятия, --
увлечение «серыми» зарплатными выплатами. Если зарплата на предприятии ниже среднего уровня по отрасли или по городу, налоговой проверки не избежать. Впрочем, с зарплатными схемами налоговики борются уже давно.
Риск для налогоплательщиков представляет и «неоднократное приближение к предельному значению установленных показателей, предоставляющих право применять к налогоплательщикам специальные налоговые режимы». То есть если предприятие пользуется «упрощенкой», где одним из условий является численность работников не более 100 человек, а на предприятии трудятся ровно 99, это будет считаться подозрительным.
Подозрительно будет выглядеть и опасное приближение к максимальным суммам профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Доля таких вычетов не должна превышать в сумме доходов 83%.
Рискованным признается «построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин». Впрочем, идея «деловой цели» как таковая в налоговом законодательстве прописана крайне слабо и толковать ее можно по-разному.
Непредставление налогоплательщиком пояснений на выявленные налоговым проверяющим несоответствия в декларации будет считаться преступной халатностью и одним из признаков рискованного поведения.
И наконец, десятым подозрительным пунктом станет «миграция» налогоплательщиков между налоговыми органами, то есть неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения фирмы. Два и более случая с момента госрегистрации юрлица приведут его в перечень ведущих рисковую деятельность предприятий. Так что смена офиса тоже станет опасным занятием.
Попутно налоговики обнародовали новый способ борьбы со схемами по минимизации налогов, де-факто причислив убыточные предприятия к нарушителям налогового режима. Видимо, для того чтобы подозреваемым в налоговых правонарушениях предприятиям было еще страшнее, налоговики провели предварительную «психическую атаку». Управление Федеральной налоговой службы по Москве опубликовало на своем официальном сайте список убыточных компаний, подлежащих приоритетному контролю. Интригу добавляет то, что среди убыточных, то есть не имеющих прибыли, компаний оказались крупнейшие столичные предприятия.
Всего в Москве насчитали более 80 тысяч убыточных предприятий. Как уверяют столичные налоговики, в этом году контроль за предприятиями, заявляющими убытки в декларациях по налогу на прибыль, и выявление среди них нарушителей налогового законодательства станут приоритетными задачами. Четверть убыточных предприятий, как признают фискалы, «мертвые души», компании, не ведущие никакой деятельности. Это организации, которые в перспективе будут ликвидированы. Треть из убыточных предприятий -- компании, имеющие разовый налоговый убыток за прошлый год. И большая часть те, чья деятельность, судя по их декларациям, регулярно выходит в минус.
Среди должников по налогу на прибыль значатся 1539 крупных предприятий. В число их вошли МИАН, СУ-25 «Мосасфальтстрой», "Энергокаскад", "Скай Линк", "Русские машины", "Делойт и Туш СНГ", "Система Телеком", "Росгосстрах", "Группа Ренессанс Страхование", "Комкор-ТВ", "Интурист Отель Групп".
Больше всего среди убыточных предприятий в оптовой и розничной торговле, в стройиндустрии и в сфере операций с недвижимостью. Специальным контролем в Москве уже охвачено более 11 тысяч убыточных организаций. Статистика налоговых проверок, как уверяют в московском УФНС, позволяет говорить о том, что именно убыточные организации, включая крупные, не соблюдают налоговую дисциплину и подчас не только неправомерно заявляют налоговые убытки, но и уклоняются от уплаты налога на прибыль. По мнению столичных фискалов, эти организации, как правило, пренебрегают установленными правилами налогового учета и в ряде случаев преднамеренно занижают выручку, а также завышают расходы за счет экономически необоснованных, документально неподтвержденных затрат. Таких предприятий, как установлено в ходе выездных проверок, более 80% среди всех убыточных организаций.
По мнению московских мытарей, публикуя список налоговых должников, никакой налоговой тайны они не нарушают, так как предприятия были заранее оповещены о создании многоуровневой структуры органов по рассмотрению вопросов обоснованности налоговых убытков, в число которых входят межведомственная комиссия по вопросам уплаты налогов, комитет по делам о несостоятельности, рабочие группы префектур. Как и в «зарплатные» комиссии, приглашающие на беседу руководителей предприятий, практикующих «серые» схемы оплаты труда, на заседания комиссии по обоснованности убытков приглашались представители хронически бесприбыльных предприятий. Это примерно 15 тысяч компаний. И тем более те полторы тысячи крупных убыточных предприятий, о которых идет речь в списке, обнародованном налоговиками, по заверениям фискалов, давно были оповещены о претензиях налоговой службы.
Хотя работа «в минус» не преступление, а Налоговый кодекс разрешает переносить на будущее убытки прошлых лет и списывать затраты на инвестиции на убытки, предприятиям, чтобы доказать свою правоту, придется серьезно потрудиться. Но это может оказаться мелочью по сравнению с репутационными потерями, понесенными компаниями из-за неосторожного слова налоговиков. Не говоря уже о том, что любое убыточное предприятие автоматически
становится мишенью для рейдеров.