|
|
N°1, 09 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Где «паки» зимуют?
Буш призывает Исламабад помириться с Дели
Администрация США «напряженно работает над тем, чтобы убедить индийцев и паков в том, что они могут решать свои проблемы, не прибегая к войне». За это заявление президента Буша Белому Дому пришлось извиниться -- хозяин Овального кабинета, видимо, не знал, что пренебрежительным словечком «паки» жителей Пакистана называли британские колонизаторы. Впрочем, извинения сути дела не меняют -- в конфликте на Индостанском полуострове Запад симпатизирует Дели как жертве террора и оказывает давление прежде всего на Исламабад.
Именно под воздействием Запада пакистанский лидер Первез Мушарраф начинает полномасштабную войну с терроризмом. Во всяком случае именно это он пообещал британскому премьеру Тони Блэру, посетившему Индию и Пакистан с миротворческой миссией. Ожидаемое телеобращение к нации пакистанского президента может стать точкой исторического перелома в опасной конфронтации между Дели и Исламабадом.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны -- за последнюю неделю пакистанские силы безопасности арестовали более трехсот активных исламистов, сам Мушарраф обещал изучить список из двух десятков подозреваемых в терроризме, выдачи которых требует Дели. На совместной пресс-конференции с Тони Блэром Мушарраф заявил, что «Пакистан отвергает терроризм во всех формах и проявлениях». Обычная в таких случаях оговорка о «справедливом» характере вооруженной борьбы в Кашмире не прозвучала.
Однако пакистанский военно-бюрократический истеблишмент явно не собирается отказываться от длительной и разорительной борьбы за отделение Кашмира от Индии. Не случайно влиятельная газета The Dawn обвинила Блэра в поддержке воинственных настроений Дели и умышленном нежелании провести различие между терроризмом и «законной борьбой» кашмирцев. Эту публикацию можно расценить и как предупреждение самому Мушаррафу о том, что дальнейшие уступки Западу могут погубить его политическую карьеру.
Индия продолжает настаивать на том, что от Пакистана ей нужны дела, а не красивые слова. Министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх посетовал на заседании правительства, что Пакистан до сих пор не изменил отношения к поддержке кашмирских боевиков. Сингх прямо обвинил Исламабад в политике двойных стандартов, провозглашающей «очень разные подходы» к западным интересам и проблеме Афганистана, с одной стороны, и к «терроризму в Индии» -- с другой. Вот почему Дели отказывается пока отводить войска от границы.
Скептицизм индийских политиков нельзя назвать безосновательным -- на следующий день после того, как Мушарраф и Блэр осудили терроризм во всех его проявлениях, кашмирские боевики-камикадзе напали на индийский военный лагерь неподалеку от границы с Пакистаном. Один индийский солдат убит, военные обвинили в атаке базирующуюся в Пакистане группировку «Лашкар-э-таиба», подозреваемую и в организации декабрьского нападения на индийский парламент. Другой опасный инцидент произошел в конце минувшей недели, когда индийские военные якобы сбили в небе над Кашмиром пакистанский беспилотный самолет-разведчик.
Хотя военные и политики обеих стран хотели бы избежать полномасштабной войны, во время которой может пойти в ход ядерное оружие, воцарившаяся по обе стороны границы атмосфера подозрительности и милитаристского психоза легко может быть взорвана «третьей силой» в лице исламских боевиков. Любой новый кровавый теракт на индийской территории за пределами Кашмира способен спровоцировать Дели на военные действия против сопредельного Пакистана. Пока же индийское наступление разворачивается лишь на внешнеполитическом фронте -- министр внутренних дел Лал Адвани отправился вчера в США с недельным визитом. Он должен убедить американцев в том, что «две крупнейшие демократии мира должны вместе встать против террора». Вслед за ним в США прибывает министр обороны Индии Джордж Фернандес.
Александр ЛОМАНОВ