Полуторакратное повышение ставок транспортного налога на следующий, 2008, год, которое собирается узаконить московская власть, выглядит не столь радикальным, если сравнить данное решение с ежегодной индексацией ставок этого налога, проводимой в регионах. Региональные законодатели, как правило, менее щепетильны своих московских коллег и зачастую не гнушаются двукратной индексацией ставок, при том, что исполнительная власть настаивает на трех-четырехкратном повышении налогового бремени для автовладельцев.
При этом ни в столице, ни в регионах при расчете ставок налога по-прежнему не учитывается ни стоимость автомобиля, ни его возраст, а берутся в расчет только «лошадиные силы». Власть не берет пока на себя обязательства привязать ставки транспортного налога к рыночной стоимости транспортного средства. В этом автолюбителям повезло, пожалуй, меньше, чем квартировладельцам, которых пугают новым налогом на недвижимость.
Противниками повышения налоговых ставок для владельцев автомобилей приводится обычно довод о том, что в России ставки этого налога уже выше, чем во всех европейских странах. Но этот довод справедлив только в отношении грузовых автомобилей. Заметно выше налоги на пользователей автомобилей в США, стране, борющейся с парниковым эффектом.
Аргументы при повышении ставок налога для автовладельцев во всех регионах обычно стандартные: растущий автопарк, ускоренная амортизация дорожного полотна, вред выхлопов для экологии. В Москве все это возведено в степень: благодаря доступности кредитных программ автопарк увеличивается в геометрической прогрессии, а плотность размещения автотранспорта в столице в несколько раз выше, чем в любом другом городе.
Проблема не только в арифметическом увеличении ставок налога. В очередной раз не удалось московским властям, как они ежегодно пытаются, ввести дополнительные индикаторы в формулу расчета транспортного налога и учитывать при расчете не только объем двигателя, но и стоимость автомобиля, его возраст, соответствие двигателя экологическим нормам и даже габариты машины.
На федеральном уровне попытки увязать стоимость автомобиля с его годом выпуска и мощностью безуспешно предпринимали и сенаторы, и депутаты Госдумы. Усложнение формулы расчета ставки, уверяют в Министерстве финансов, может полностью парализовать взимание налога, напоминая историю с годичной задержкой передачи базы данных из ГАИ-ГИБДД в налоговое ведомство, тогда еще имевшее статус министерства. Когда четыре года назад было принято решение о передаче права взимания налога от ГАИ фискалам, два ведомства очень долго пытались совместить свои информационные базы по владельцам транспортных средств, из-за чего полноценно страна перешла на новую систему взимания налога только через полтора года.
Но если тогда речь шла лишь о том, чтобы налоговые инспекции освоили расчет налога только по одной позиции -- мощности автомобиля, то при введении хотя бы одного дополнительного коэффициента, например, в виде года выпуска автомобиля, объем работы налогового инспектора грозит увеличиться в десятки раз. Ведь рассчитывать налог тогда придется для каждой машины индивидуально, а не на основе справочника по мощности двигателей автомобилей разных моделей.