|
|
N°1, 09 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Берлинале: пока без перемен
О конкурсной программе Берлинского кинофестиваля
Стали известны первые подробности конкурсной программы 52-го Берлинского фестиваля, который пройдет с 6 по 17 февраля. Окончательно программа будет объявлена 29 января, однако сейчас уже известны девять фильмов, которые будут бороться за золотых и серебряных «Медведей». Председателем жюри будет индийский режиссер Мира Наир, удостоенная на прошлом Венецианском фестивале «Золотого льва» за фильм «Свадьба в сезон дождей».
В этом году программа Берлинале вызывает особый интерес. У фестиваля новый директор -- Дитер Косслик, неожиданно занявший этот пост вместо патриарха фестивального движения Морица де Хадельна, безраздельного правившего 21 год. Сумеет ли самый демократичный мировой фестиваль, открытый не только авторскому европейскому кино, но и Голливуду, и самым разнообразным кинематографическим «волнам», докатывающимся до Европы из всех уголков света, сохранить свою репутацию?
Пока что, кажется, ничего нового Косслик не предлагает. Среди заявленных участников конкурса -- две американские картины, уже вышедшие в американский прокат (главный соперник Берлина, Каннский фестиваль, показывает в конкурсе только мировые премьеры): драматическая комедия Уеса Андерсона о подросших вундеркиндах «Королевское семейство Тененбаумов» и драма Марка Фостера «Бал чудовищ». Францию будут представлять берлинские фавориты Бертран Тавернье (его предыдущий фильм «Это начинается сегодня» удостоился в Берлине трех призов) с фильмом «Политика невмешательства» (Laisser-Passez) и Франсуа Озон («Капли дождя на раскаленных скалах» претендовали на «Медведей» в прошлом году) с криминальной комедией «Восемь женщин». Кстати, в этом фильме Озону удалось собрать фантастическое созвездие французских актрис (Катрин Денев, Изабель Юппер, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Даниэль Дарье и Виржини Ледуайен). Грек Коста-Гаврас («Золотой медведь» 1990 года за «Музыкальную шкатулку») покажет в конкурсе работу «Аминь», как всегда, на актуальную социально-политическую тему -- о сотрудничестве католической церкви с нацистским режимом. От хоть и бывших, но все-таки «наших» в конкурсе участвует Отар Иоселиани с «Утром понедельника».
Как всегда, в Берлине ожидаются интересные и нестандартные ретроспективы. На этот раз главным событием станет программа «Европейские 60-е: бунт, фантазия и утопия». Пока что нет информации о том, состоится ли ретроспектива бодрой Лени фон Рифеншталь, которую, по слухам, де Хадельн подготовил «в наследство» новому начальству. (Свой новый фильм «Подводные впечатления» Рифеншталь планирует выпустить в США 22 августа 2002 года, в день своего столетия). Но скорее всего Косслика все-таки отпугнет репутация главной нацистской кинопропагандистки, укрепившаяся за режиссером «Триумфа воли» и «Олимпии».
В основной программе, но вне конкурса состоятся премьеры завсегдатаев Берлинале из числа живых классиков: свои новые работы представят американец Роберт Олтмен, венгр Иштван Сабо и китаец Чжан Имоу. Так что пока пословица «новая метла по-новому метет» подтверждения не получает. Единственный новый штрих: на открытии фестиваля будет показано «Небо» одного из самых талантливых немецких режиссеров Тома Тыквера («Беги, Лола, беги», «Принцесса и воин»), ранее в дружбе с Берлинале не замеченного (для премьеры своих фильмов он обычно выбирал Венецию). Наконец-то Берлинский фестиваль обратил внимание на новую волну в немецком кино.
Алексей МЕДВЕДЕВ