|
|
N°1, 09 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Моду делает маркетинг»
Даже те, кто далеки от мира высокой моды, знают о том, что в минувший понедельник закончилась целая эпоха. «Я созвал вас, чтобы сообщить важное известие, оно касается моей профессиональной жизни и моей профессии...» Начав с этих слов свою первую в жизни пресс-конференцию, знаменитый кутюрье Ив Сен-Лоран заявил о том, что он уходит из высокой моды и закрывает дом «Ив Сен-Лоран», свою марку. Более сорока лет он посвятил служению Прекрасному, и вот «живое сокровище Франции» -- так называют Ива Сен-Лорана парижские газеты -- удаляется от дел. Что заставило великого модельера, первым создавшего марку «прет-а-порте» -- моды для всех, -- сделать это? Об это парижскому корреспонденту газеты «Время новостей» Кириллу ПРИВАЛОВУ рассказывает француженка русского происхождения Екатерина ПЕРЦОВА. Сама выступающая в мире дизайна под маркой «Катя Перцова», она более десяти лет проработала рядом с Ивом Сен-Лораном и хорошо знает Маэстро.
-- Как вы думаете, почему ушел мэтр?
-- К сожалению, теперь моду делает маркетинг, а не творец. Уход Ива Сен-Лорана это, прежде всего, прекрасный, демонстративный жест художника, не желающего покоряться конъюнктуре, создаваемой бизнесом. Это не вульгарный конфликт интересов, а выражение позиции творца, уставшего от жизни, но не собирающегося сдаваться.
-- И тем не менее, расскажите, пожалуйста, о «конфликте интересов»?
-- Фирма, созданная Сен-Лораном и его другом-бизнесменом и меценатом Пьером Берже, давно испытывала финансовые проблемы. В 1999 году группа «Пино-Прентан-Редут», принадлежащая мультимиллиардеру Франсуа Пино, который владеет и прославленной итальянской маркой «Гуччи», приобрела марку «YSL» для производства одежды прет-а-порте. При этом сам художник и Пьер Берже продолжали контролировать подразделение от-кутюр -- высокой моды, которое оставалось убыточным. Но разве музы должны приносить прибыль? Они необходимы для иного -- для вдохновения и творчества, для сотворения каждодневного чуда! Но Франсуа Пино вовсе не желал быть только филантропом и считал, что использование имени Ива Сен-Лорана обходится ему слишком дорого. Он отдал бразды правления американцу из Техаса Тому Форду, который в свое время спас от краха фирму «Гуччи». Этот менеджер от моды принялся критиковать методы работы модного дома, установленные Ивом Сен-Лораном, и создал магазин «Rive Gauche» («Левый берег»), торгующий изделиями с маркой «Ив Сен-Лоран. Левый берег». Тогда Сен-Лоран и Берже не сдержались и объявили о начале военных действий: в двух шагах от бутика Тома Форда открылся бутик «Ив Сен-Лоран», где начали продавать коллекции от-кутюр с фирменным знаком «YSL».
-- Я был в этих магазинах. Мне кажется, что цены в них приблизительно одинаковы, точнее, одинаково высоки.
-- Вот именно! А ведь по определению изделия прет-а-порте должны быть ощутимо дешевле коллекций от-кутюр, моды фантазийной, исключительно вечерней. Но Том Форд взвинтил цены и сделал «моду для всех» недоступной прежним покупательницам. А это совершенно не укладывалось в классическую концепцию Сен-Лорана, который создавал моду для женщин, а не для наживы. Продолжать это донкихотство было бы с его стороны абсолютно бессмысленным.
-- Тем более что у самого великого из французских кутюрье нет преемника.
-- Ив Сен-Лоран никогда бы и не позволил, чтобы его кто-то заменил. Он создал стиль и школу на все времена. Прочувствовал все свои коллекции собственной кожей. Конечно, рядом с ним трудился огромный коллектив, но ни малейшей детали не было сделано без его непосредственного руководства. Каждая модель была его детищем, его сокровенным творением. Помню, как я работала над первой коллекцией посуды под маркой «YSL». Маэстро проверял каждую деталь и радовался успеху как ребенок.
-- Он, наверное, и есть большой ребенок, как всякий настоящий творец?
-- Он всегда был несколько не от мира сего. А точнее, он живет над миром. Отстраненный взгляд за стеклами очков в роговой оправе, плавные замедленные жесты, тихая рафинированная речь... Творческая удача коллеги могла вызвать у него слезы, а на следующий день он был способен встретить вас в коридоре и не узнать. Я постоянно чувствовала, что внутри него идет огромная, напряженная работа. А с Пьером Берже, наперсником, другом юности, у них сложилось взаимопонимание, не требующее слов. Легкая улыбка, взгляд с прищуром -- и все между ними было сказано!..
Ив Сен-Лоран живет один, оставаясь бесконечно преданным своей семье -- сестрам и особенно маме, женщине блестящей и бесконечно влюбленной в сына. Неизменными спутниками его жизни всегда были собаки из породы французских бульдогов, каждый из которых носил одну и ту же кличку: Мужик (Mujik).
-- Кстати, о мужиках. Ив Сен-Лоран всегда живо интересовался Россией, ее искусством, национальным костюмом, а наша страна отвечала ему взаимностью. Ретроспектива его коллекций в Москве в 1987 году вызвала ажиотаж. В свою очередь фирма «Ив Сен-Лоран» приняла участие в организации великолепной выставки «Русский исторический костюм» в парижском музее «Жакмар-Андре».
-- Он вообще открыт для всего нового. Я ездила вместе с ним в Японию и наблюдала, как живо он впитывает чужую культуру. Ив Сен-Лоран, родившийся в Тунисе, интересовался не только Россией, но и Китаем, Японией, Индией... Он человек для всех времен и народов. Дельцы от моды уйдут и забудутся, а Ив Сен-Лоран -- это навсегда!
Беседовал Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж