После дела Поносова уральские губернаторы решили перейти на электронный документооборот и лицензионное программное обеспечение
Процесс над директором школы Александром Поносовым, установившим на компьютеры контрафактное программное обеспечение, все-таки стал показательным. Необходимые выводы из него сделали в соседней Курганской области, а власти Пермского края, где работает г-н Поносов, даже пошли на заключение договора с Microsoft.
Готовясь к принятию нового бюджета на 2008 год, губернатор Курганской области Олег Богомолов отдал распоряжение установить во всех структурах региональной власти лицензионные компьютерные программы. "Нужно, чтобы все было законно, и все программы имели официальный статус, чего бы это ни стоило. В бюджете 2008 года будут предусмотрены кредитные ресурсы на выполнение этой задачи, и я не позволю финансовому управлению раскачиваться и отказывать в деньгах на эти цели», -- объявил г-н Богомолов.
Для чиновников решение главы области было вполне ожидаемым -- о смене программного обеспечения в департаментах и управлениях задумались еще зимой, когда уголовное дело директора Поносова стало достоянием общественности. Однако в бюджетах официальных структур средств для этого не было. Самая сложная ситуация сложилась в областном управлении архитектуры, где для работы требуется не стандартный Microsoft Office, а дорогостоящие программы для инженеров и архитекторов. Найти деньги в бюджете 2007 года было невозможно: Курганская область самая бедная в Уральском федеральном округе (ее планируемые доходы за 2007 год -- всего 13,4 млрд руб.), а расходы жестко расписаны. Поэтому обещание губернатора включить расходы на соблюдение законодательства об авторском праве чиновники воспринимают с нескрываемой радостью.
Сам же Олег Богомолов решил, пользуясь случаем, изменить работу внутри администрации области -- власти готовятся к переходу на электронный документооборот. Необходимость аппаратной революции курганский лидер объясняет просто: «Какое-то обвальное увеличение объемов документов. Только пачку разберу, мне еще больше приносят. Некоторые пишут так, что невозможно разобрать, что они хотят, потом селедку в документы заворачивают. А я хочу контролировать из своего кабинета, где находится мое поручение, кто его выполняет, на какой стадии выполнения оно находится. Хотелось бы включить в эту программу и органы муниципального управления, и федеральные структуры».
Примером для г-на Богомолова может стать его пермский коллега Олег Чиркунов. Полтора года назад он начал внедрять систему электронного документооборота Documentum. Глава аппарата правительства края Алексей Ковыев оценивает программу в 2 млн долл. и говорит, что проект сейчас находится на стадии завершения. Теперь около 90% всех важных документов существуют исключительно в электронном виде и визируются уникальными цифровыми подписями. На бумаге существуют лишь те документы, что по закону не могут быть иного вида: в большинстве своем -- указы губернатора.
Также Documentum позволяет проверить работу каждого из полутора тысяч сотрудников администрации. Входящая в его состав система планирования включает в себя планы дел для подразделений администрации на год и каждый месяц. Персонально у каждого сотрудника есть недельный план, губернатор может в любой момент увидеть, чем занимается тот или иной сотрудник. Кроме этого, г-н Чиркунов заключил соглашение о сотрудничестве с компаниями Microsoft и SAP. Согласно этим документам, краевой бюджет потратит 100 млн руб. на новые операционные программы.
Правда, на Урале есть и другой пример работы с электронным документооборотом. Четыре года назад в Свердловской областной думе хотели сократить расходы и использовать бумажные носители по минимуму. Однако сотрудники аппарата и депутаты, в большинстве своем люди старшего и предпенсионного возраста, к электронным документам отнеслись настороженно и отказываться от более привычных бумаг не согласились. Теперь парламент продолжает работать с бумажными документами, лишь изредка пользуясь их электронными копиями.