Время новостей
     N°109, 26 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2007
Кубань отрезана от Греции и Кипра
«Ространснадзор» предвосхитил еврозапрет на полет российских самолетов
Вчера вступил в силу запрет на полеты четырех российских авиакомпаний в Европу, введенный совместным распоряжением «Ространснадзора» и «Росавиации». Отечественным авиационным властям такой шаг представляется «меньшим из зол»: альтернативой ему могло бы стать занесение наших авиаперевозчиков в черный список Европейского союза (ЕС), что нанесло бы большой урон имиджу не только конкретных авиакомпаний, но и страны в целом. До сих пор в черном списке ЕС фигурируют лишь авиатранспортные компании неблагополучных стран «третьего мира». Россия не хотела бы оказаться первой европейской державой, составившей им компанию.

Тем же распоряжением «Ространснадзора» и «Росавиации», изданным 19 июня, вводятся ограничения на использование парка еще пяти отечественных авиакомпаний при полетах в Европу. Наказанные фирмы сильно различаются между собой по масштабам и специализации. Уход некоторых из них с европейских направлений не окажет никакого воздействия на российский туристический рынок, зато отмена рейсов других в разгар летнего сезона создаст большие проблемы туроператорам-партнерам.

Полному запрету на полеты в страны ЕС подверглись компании «Кавминводыавиа», «Авиалинии Кубани» (АЛК), «Якутия» и «Авиалинии 400», а компании «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»), «Уральские авиалинии», «Газпромавиа», «Атлант-Союз» и «ЮТэйр» лишились возможности направлять туда часть своих самолетов. Российские авиационные власти приняли такое решение «в связи с неисполнением рядом российских авиакомпаний требований «Ространснадзора», а также в целях приведения воздушных судов и процедур в строгое соответствие с требованиями Евросоюза».

Ко всем перечисленным компаниям у Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) имелись претензии по результатам инспекций, проведенных в рамках так называемой программы SAFA (Safety Assessment of Foreign Aircraft). В ней сейчас участвуют 40 государств, в том числе все страны -- члены ЕС, не входящие в союз западно- и восточноевропейские страны (Швейцария, Норвегия, Исландия, республики бывшей Югославии), Турция, а из постсоветских государств -- Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия и Украина.

Все они по взаимному соглашению допускают на своей территории проверку самолетов третьих стран на предмет соблюдения норм авиационной безопасности по стандартизированной процедуре EASA. Россия не присоединилась к SAFA, что, однако, не освобождает наши самолеты от внезапных инспекций при посадках на европейских аэродромах. Инспекторы SAFA имеют полномочия немедленно приостановить полеты воздушного судна, показавшегося им небезопасным, либо задокументировать нарушения для принятия мер против авиакомпании-нарушителя позднее. От сбора материала до его «реализации» может пройти довольно много времени. Например, «Авиалинии 400», которые не летали в Европу с прошлого года и за это время сменили владельца, полагают, что они оказались в списке «Ространснадзора» по результатам инспекций SAFA 2006 года -- еще при прежнем менеджменте.

«Если бы «Ространснадзор» не принял мер против компаний-нарушителей, а ЕС своей властью внес бы их в черный список, это было позором для нашей страны», -- заявил вчера «Времени новостей» сотрудник Минтранса России.

В феврале этого года в подобной ситуации «Ространснадзор» уже приостанавливал чартерные полеты девяти российских авиакомпаний в Европу. В том списке наряду с прочими фигурировали «Газпромавиа», «Атлант-Союз» и «ЮТэйр», попавшие теперь в поле зрения инспекторов ЕС во второй раз. Правда, тогда все наказанные примерно за месяц устранили отмеченные недостатки и были восстановлены в правах.

Полный перечень претензий ЕС не разглашают ни Минтранс, ни наказанные авиакомпании. Впрочем, он может быть индивидуальным для каждой из них. Источник в Минтрансе рассказал для примера про одно из выявленных нарушений: запасные выходы самолета были загромождены вещами пассажиров. Пресс-секретарь «КрасЭйр» Ольга Трапезникова сообщила «Времени новостей», что в ее компании оказалась неправильно оформлена техническая документации самолетов. В официальном заявлении АЛК говорится: претензии «не связаны напрямую с безопасностью полетов, все перечисленные замечания относятся исключительно к соблюдению стандартов организации перевозок Евросоюза». В тех компаниях, которые подверглись ограничениям на использование парка, под запрет попали самолеты разных типов -- российского и западного производства.

Туристический рынок в целом спокойно отреагировал на введение запрета. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина вчера заявила «Времени новостей», что полностью оценить масштабы запрета для отрасли пока затруднительно, однако, скорее всего, серьезных последствий для российского рынка санкции со стороны ЕС и Минтранса не повлекут. Авиакомпании, подвергшиеся частичным запретам, пообещали выполнить свои обязательства перед заказчиками силами оставшегося в их распоряжении флота либо зафрахтовать недостающие самолеты у других перевозчиков.

Остро среагировали на происходящее туроператоры лишь одного региона -- Краснодарского края. Дело в том, что там нет приемлемой альтернативы "Авиалиниям Кубани", выполнявшим до вчерашнего дня регулярные и чартерные рейсы в Германию, Грецию и на Кипр. Заместитель генерального директора компании «Кубаньтуриста» Виктор Репин заявил информационному агентству «Туринфо», что он не представляет, как будет возвращать с Кипра своих туристов, отпуск которых заканчивается после 25 июня.

Михаил КУКУШКИН