Время новостей
     N°109, 26 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2007
Галопом по налогам
Московские власти заставят автомобилистов доплачивать за сверхнормативных «лошадей» под капотом
Московские власти с будущего года намерены существенно увеличить отчисления из кошельков владельцев мощных автомобилей в городскую казну. Как заявил вчера «Времени новостей» председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, через неделю, 4 июля, депутаты рассмотрят предложенный мэром Москвы проект поправок в городской закон «О транспортном налоге». Спущенный из мэрии документ предусматривает, что уже с 2008 года ставки транспортного налога на машины мощностью свыше 100 лошадиных сил вырастут в 1,5 раза.

Грядущее изменение ставок будет не столь радикальным, как в 2005 году, когда для некоторых категорий автомобилей налоги выросли даже в три раза, однако оно будто призвано специально подчеркнуть расслоение на дорогах столицы -- для владельцев большинства отечественных автомобилей и малолитражек фискальные платежи не увеличатся. Если бы 50-процентное увеличение ставок транспортного налога московские чиновники привычно аргументировали ссылками на инфляцию, их можно было бы при желании обвинить в крамоле -- ни «Росстат», ни тем более Министерство финансов никогда не признаются в том, что за последние два года в России наблюдались такие инфляционные показатели. Но в мэрии нашли подходящую статистику и прогнозы, свидетельствующие об увеличении «средней заработной платы населения города за 2006--2007 годы в 1,5 раза». А потому сочли повышение налогов справедливым и относительно безболезненным для автомобилистов.

Без оглядки на среднюю зарплату по Москве будут увеличены ставки налога на грузовой транспорт и автобусы (в 1,6 раза) и на такие, видимо, причисляемые в мэрии к предметам роскоши транспортные средства, как водные и воздушные, -- до 1,7 раза. В частности, владельцам автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил предполагается повысить ставку с нынешних 20 до 30 руб. за «лошадь», машины мощностью от 150--200 л.с. будут обходиться горожанам в 45 руб. за 1 л.с. вместо нынешних 30, а стоимость одной лошадиной силы автомобиля мощностью от 200 до 250 л.с. вырастет с 50 до 75 руб. На 50% вырастет ставка и для машин с мощностью двигателя свыше 250 «лошадей», которые сегодня обходятся их владельцам в 100 руб. за 1 л.с. Ставка транспортного налога на мотоциклы и мотороллеры мощностью не выше 20 лошадиных сил увеличится с 5 до 7 руб., а для двухколесной мототехники с двигателем в 35 л.с. -- с 32 до 50 руб. за «лошадь».

Авторы закона из городского правительства, да и депутаты Мосгордумы полагают, что повышение ставок почувствуют исключительно хозяева дорогих автомобилей, но обижаться им грех, поскольку столица по сравнению с некоторыми другими российскими регионами еще относительно гуманна к владельцам четырехколесной роскоши. «У нас по-прежнему не самые высокие и не самые низкие ставки транспортного налога», -- пояснил «Времени новостей»председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. По его словам, власти Москвы «осторожно» подходят к подобным мерам, однако в данном случае цель оправдывает средства. Поступления от транспортного налога, которые полностью идут в бюджет московского дорожного фонда, по прогнозу г-на Орлова, после повышения ставок превысят 6 млрд руб. в год, в то время как сейчас они составляют 4,7 миллиарда.

Примечательно, что, предлагая эти заведомо непопулярные инициативы, власти города постарались лишний раз подчеркнуть «социальную направленность» своей политики. В Москве сохранится льгота в виде освобождения от уплаты налога для машины с мощностью двигателя менее 70 л.с. Сохранится «старая» ставка в 7 руб. за лошадиную силу и для владельцев автомобилей до 100 л.с. Солидарные с исполнительной властью в социальных вопросах депутаты Мосгордумы также считают, что «главное -- не затронуть интересы малоимущих и незащищенных слоев населения». Более того, представителям фракции «Единой России» в городском парламенте имеющихся социальных преференций показалось недостаточно. Вчера представляющий партию власти депутат Антон Палеев попытался было навязать коллегам еще одну льготу. На заседании городской думской комиссии по социальной политике и трудовым отношениям он предложил освободить от уплаты транспортного налога родителей или опекунов, имеющих на попечении ребенка-инвалида. По мнению депутата, это расширит возможности для посещения такими детьми школ, кружков и досуговых центров. Правда, даже его коллеги по партии усомнились в том, что инвалидность детей всегда сопряжена с ограниченными финансовыми возможностями родителей. По мнению депутата Татьяны Потяевой, вполне вероятна ситуация, «когда состоятельная семья получит дополнительные льготы на обслуживание дорогого автомобиля», и это будет несправедливо по отношению к вовсе не имеющим машин малообеспеченным семьям с детьми-инвалидами.

В результате депутаты решили найти другие варианты адресной поддержки детей-инвалидов. Парадоксально, но тот факт, что сохраняющаяся льгота для маломощных машин тоже не является адресной, и де-факто предоставляется неплохо обеспеченным горожанам, да и вообще не людям, а, по сути, стоящему на колесах железу, законодателей не смущает. По прогнозам Степана Орлова, существенных поправок к предложенному мэрией законопроекту не будет, как и препятствий для принятия его сразу в трех чтениях, дабы налоговики приступили к пересчету рассылаемых ими платежек уже в начале 2008 года.

Однако эти популистские оправдания, как и заявления о том, что новая налоговая политика будет стимулировать покупку малолитражек и тем самым способствовать ликвидации пробок в городе, едва ли будут благодарно восприняты автомобильной общественностью. Лидер Движения автомобилистов России (ДАР), депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает неправильным ни выборочное повышение ставок транспортного налога, ориентирующееся на «примитивный социальный принцип: чем человек богаче, тем у его машины мощнее двигатель», ни саму действующую градацию транспортных средств в зависимости от их мощности. По его мнению, такой подход уже не отражает современных реалий автомобилестроения, где даже из самого маленького рабочего объема сегодня пытаются выжать максимальное количество «лошадей». «Транспортный налог, скорее, следовало бы исчислять в зависимости от габаритов и марки машины или количества потребляемого ею топлива, -- говорит г-н Похмелкин. -- Тогда по крайней мере будет понятно, что власти действительно стремятся сократить в городах число крупногабаритных автомобилей, что существенно увеличило бы пропускную способность столичных магистралей». Так, например, в Германии, по его словам, габариты и масса автомобиля являются критериями ставки транспортного налога. Кроме того, в Движении автомобилистов считают, что существенной корректировки требует и система предоставляемых льгот. «Отечественные автомобили, которые освобождены от уплаты налога, гораздо больше любой иномарки загрязняют воздух и не соответствуют правилам безопасности», -- пояснил лидер ДАР, высказавшись за переход к адресной системе предоставления налоговых льгот автовладельцам с невысокими доходами.

По словам депутата Похмелкина, он уже неоднократно предлагал федеральным законодателям пойти на радикальный пересмотр фискальной политики и включить, по примеру некоторых западных государств, транспортный налог в стоимость бензина. Это, считает он, будет не только более справедливый подход, поскольку объективно платить больше придется тем, кто больше ездит, но и позволит увеличить собираемость налога. Сегодня, по данным Виктора Похмелкина, налоговики собирают только 50% от возможного, его же инициатива сокращает количество субъектов налогообложения -- вместо миллионов автомобилистов нужно будет контролировать десятки тысяч бензозаправок. Однако пока это предложение не нашло отклика ни в Госдуме, ни в правительстве.

Юлия ХОМЧЕНКО
//  читайте тему  //  Налоговая реформа