Сегодня в Москве открывается заседание Совета Россия--НАТО, посвященное десятилетию подписания Основополагающего акта между Россией и НАТО и пятилетию создания Совета Россия--НАТО. Некоторые итоги сотрудничества России с альянсом в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Виктором ВОЛОДИНЫМ подвел директор российского Института политического и военного анализа Александр ШАРАВИН.-- Насколько плодотворно сотрудничество в рамках Совета Россия--НАТО?-- Когда десять лет назад возник вопрос о том, как взаимодействовать с НАТО для снятия противоречий, которые возникнут при расширении альянса на восток, была выбрана не самая удачная форма сотрудничества. Совет Россия--НАТО был создан в 2002 году с учетом перспективы трансформации военного блока НАТО в военно-политический. Однако этого не произошло. Тем не менее раз уж Совет Россия--НАТО создан и худо-бедно работает, он должен существовать дальше. По крайней мере совет позволяет выяснять позиции друг друга и разрешать противоречия на пути сотрудничества в противодействии вызовам XXI века. Добиться этого можно только путем диалога и практического взаимодействия.
-- Каким может быть взаимодействие России и НАТО в свете расширения альянса на восток?-- Само по себе расширение НАТО не представляет угрозы для России. Даже если Грузия будет принята в альянс, это не будет представлять большой опасности. Вот если Украина станет его членом, то тут проблемы могут быть серьезные. В самой Украине очень неоднородно относятся к вступлению в НАТО. На этой почве на Украине может возникнуть внутренний конфликт, способный разрушить это государство в существующих ныне границах. В этом есть опасность для России, поскольку к внутриукраинскому конфликту мы не сможем остаться безучастными. Так что надо использовать переговоры в рамках Совета Россия--НАТО, чтобы не допустить такой ситуации.
-- Нужен ли России Договор по обычным вооруженным силам в Европе (ДОВСЕ)? Ведь он ничего не дает, кроме дополнительных обязательств по ограничению численности войск и вооружений?-- В существующем виде ДОВСЕ, включая его адаптированный вариант, особой ценности для России не представляет. Ценным в договоре была гарантированная им прозрачность. Мы могли запрашивать партнеров по договору о степени готовности натовских войск, об их перемещениях, что снижало уровень напряженности в Европе. Однако адаптированный в 1999 году ДОВСЕ на сегодня не ратифицировала ни одна страна НАТО. Какой же в таком случае смысл России придерживаться положений этого документа? Если наши партнеры не хотят им серьезно заниматься, то и России не следует налагать на себя ограничения, вытекающие из договора.