Кавказцы и скинхеды с арматурой и бутылками дрались практически у стен Кремля. Милиция знала о готовящейся драке, но вмешалась только после ее окончания. За сутки до драки, со слов очевидцев, кавказцы танцевали лезгинку на Манежной площади и пристали к прохожему, у которого был российский флаг на плечах. Москва не Россия, но эта драка, увы, очень похожа на модель будущей России. Так будет, если не прекратить официальную ксенофобскую пропаганду в многонациональной стране, которой к тому же предстоит существенное и неизбежное изменение состава населения. Если изгонять иностранцев с рынков. Если считать «спасением» трактовку очередных волнений на почве межнациональной ненависти как проявление массового бытового хулиганства.
Русских в России, по официальной статистике, более 80%. Примерно столько же, сколько литовцев в Литве, и намного больше, чем латышей в Латвии или эстонцев в Эстонии. Однако доля русского населения России (если, конечно, она останется в своих нынешних границах на обозримую историческую перспективу) будет неуклонно снижаться. Иными словами, испокон веков существующая как многонациональная страна, Россия должна спокойно пережить процесс уменьшения доли представителей «титульной нации». Более того, при нынешнем очевидно нарастающем бытовом национализме добиться состояния, когда те самые молодые люди, которые шли стенка на стенку (или, если хотите, «Калинка» на лезгинку) возле Кремля, будут чувствовать себя единым народом.
Ведь смотрите, что получается. Кавказцы возле Кремля танцуют лезгинку и пристают к парню с российским флагом: тем самым они хотят показать, что являются такими же хозяевами страны и ее столицы, как русские. Русские -- и отнюдь не только лидеры ультранационалистических организаций -- позволяют себе публично описывать ситуацию в категориях противостояния народов. Мы на днях публиковали слова заместителя полпреда президента в Южном федеральном округе Николая Федоряка. Чиновник, комментируя всплеск межнациональной напряженности в Ставропольском крае (тоже официально списанной на бытовое хулиганство), прямо заявил: «Восточные районы (Ставрополья.-
- С.Н.) перешли под криминальный контроль выходцев из Республики Дагестан, что привело к росту националистических настроений, прежде всего в молодежной среде». Не правда ли, из этих слов не знакомому с российской географией человеку может показаться, что Дагестан и Ставропольский край не только не соседи, но и вообще не части одной страны?
Российские власти пока не принимают как естественную данность ни внешнюю, ни внутреннюю миграцию. Хотя люди всегда и везде стараются переехать туда, где есть больше шансов прокормиться. В результате, с одной стороны, в России по-прежнему огромное количество депрессивных регионов, в том числе многонациональные кавказские республики. С другой -- выходцы даже с российского Кавказа (не говоря уж о мигрантах из бывших советских республик) воспринимаются даже на уровне госчиновников как угроза и рассадник криминала для российского Ставрополья или российской Карелии (скины во время нынешней московской драки скандировали «Кон-до-по-га», напоминая об истинных причинах прошлогодних сентябрьских погромов в карельском городке). Вдумайтесь: люди из одной части страны угрожают стабильности в другой. Это же прямое признание отсутствия полноценной социальной и политической целостности государства.
Нынешнее «обострение дружбы народов» накладывается на все более явную нехватку трудовых ресурсов в России, которую невозможно восполнить без миграции. К тому же попытки государства создать в стране бэби-бум, по большому счету, касаются как раз русского населения: у народов Кавказа, равно как у второй по численности российской национальной группы-- татар, никакого уменьшения рождаемости не наблюдалось. Наоборот, она росла и растет. И китайцы, хотим мы того или нет, неизбежно будут «выплескиваться» на территорию российского Дальнего Востока, по прогнозам демографов, уже к 2020--2030 годам претендуя на роль второго или третьего по численности российского этноса.
Задача государства в том, чтобы представители всех национальных групп, разных культур и религий жили в России по светским демократическим законам многонациональной страны, не пытаясь поделить ее на удельные княжества или ханства. Политика превращения жителей России в россиян, в органичный единый исторический народ в принципе не может строиться на дискуссиях о «калинках» и «лезгинках», о «засилье кавказцев» или «угнетении русских». На рынках должны торговать те, кто готов это делать, независимо от паспорта. А милиция должна разнимать драки независимо от национального состава их участников.