Время новостей
     N°108, 25 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2007
Таблеточный рефлекс
Рецептурные лекарства стали "маскировать" под добавки к пище
Отом, что на рынке биологически активных добавок (БАД) пора навести порядок, говорят давно, но первый реальный шаг в этом направлении готовится только сейчас. Еще в начале весны главный санитарный врач России Геннадий Онищенко выпустил постановление, которым запретил «забывать» указывать на упаковках БАДов полную информацию относительно состава добавки, сведения об основных потребительских свойствах и противопоказаниях. Кроме того, продавцы БАДов, по словам Онищенко, нарушают и рекламное законодательство. «Используя СМИ, они представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах данной продукции, рекомендуют использовать ее в качестве лечебных препаратов или указывают область применения, не соответствующую свидетельству о государственной регистрации», -- сказал г-н Онищенко. Но еще серьезнее тот факт, что «некоторые производители используют недоброкачественное сырье для БАДов». А в некоторых случаях выборочные проверки «Роспотребнадзора» выявляли добавки, «содержащие в своем составе сильнодействующие вещества» и даже наркотические и психотропные вещества.

Рынок этот в значительной своей части не прозрачен и с финансовой точки зрения. Нет никакой государственной статистики, подтверждающей объем рынка БАДов в России. Только недавно, как стало известно «Времени новостей», одна из маркетинговых компаний взялась провести исследование, которое прямо или косвенно позволит определить и прибыли продавцов биологических добавок, и истинные объемы производства и импорта БАДов. В исследовании будет использована не только таможенная статистика, но и данные складских терминалов -- последнего пункта, на котором еще можно отследить движения и объем поставок этих нерецептурных «препаратов», продаваемых в России. Результаты таких подсчетов могут быть самыми неожиданными и весьма полезными как для регулирующих ведомств, так и для фискальных органов.

Лидеров рынка, таких как французский гигант Vision, прибыль которого за прошлый год только в странах СНГ составила 11,8 млн долл., «чистки» вряд ли могут всерьез испугать. «Это не проблема сетевых компаний, правильнее говорить, что это общая проблема современного бизнеса, зачастую скатывающегося в недобросовестную рекламу и неэтичные методы продвижения продукции», -- считает генеральный директор компании Vision International People Group PL. Роберто Пиона. Но далеко не все так уверены в себе.

Сейчас рынок БАДов в России -- это белое пятно на карте налогообложения. По официальным данным, за последние три года он вырос более чем в два раза. Только за последний год прирост в ценах конечного потребителя составил 32%: в 2005-м -- 290 млн долл., а в 2006-м -- уже 383 млн долл. Такие темпы роста рынка добавок к пище полностью соответствуют динамике рынка лекарственных средств за прошлый год. Но стоит отметить, что все приведенные цифры отражают положение исключительно в аптечном сегменте этого рынка. «То, что мы видим в аптеках, -- это приблизительно четверть всех БАДов, продающихся на территории России», -- уверены эксперты аналитической компании RMBC «Ремедиум». Оставшиеся две трети, считают они, продаются с помощью, казалось бы, забытого сетевого маркетинга. А он учету поддается уже с трудом.

Со времен, когда в каждом вагоне метро можно было найти человека, а часто и не одного, со значком «Хочешь похудеть -- спроси меня как», сетевой маркетинг сделал качественный скачок и заметно подтянул финансовые показатели. Объем этого сегмента точно не знает никто, ведь единый государственный контроль ведется только за лекарствами, а БАДы таковыми не являются, во всяком случае, официально. Аналитики рынка предполагают, что на данный момент из рук в руки и через сеть Интернет продается добавок больше, чем на 1 млрд долл. в год.

По мнению генерального директора аналитической компании DSM Group Александра Кузина, точно посчитать объем «сетевого рынка» БАДов на данный момент нельзя, но он где-то в 4--5 раз превосходит в денежном выражении аптечный. Причем никаких налогов, кроме таможенных сборов, с этой продукции государство не собирает. Трудно представить себе работника сетевой компании, например, с кассовым аппаратом.

Такой коммерческий успех биологических добавок связан не только с недоверием к традиционным медикаментам в широких слоях общества и любовью к самолечению, но и с особыми условиями, в которых оказался этот бизнес. Рынок биологических добавок контролируется менее строго, нежели лекарственный, и менее бюрократизирован. Взять хотя бы регистрацию: эта процедура для нового лекарственного средства, только выходящего на рынок, занимает не менее двух-трех лет, регистрация любого БАДа в органе надзора занимает не больше года. Соответственно добавки имеют облегченный доступ на рынок.

Упрощенным вариантом продвижения БАДов активно пользуются и вполне законопослушные западные производители: регистрируя свою продукцию в России, они часто заявляют в качестве добавок рецептурные препараты. «Это относится ко многим витаминам», -- сказал «Времени новостей» Александр Кузин. По его словам, в прошлом году на рынке появились БАДы от двух фармгигантов, «которые раньше производили только лекарственные препараты -- «Феросан» и «Никомед». Это начало нового тренда на рынке, не исключает эксперт.

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств