Назначенное на сегодня заседание окружного суда Нью-Йорка по рассмотрению ходатайств о снятии обвинительного приговора и о проведении повторного процесса по делу 50-летнего российского дипломата и бывшего сотрудника ООН Владимира Васильевича Кузнецова перенесено на неопределенный срок. По данным «Времени новостей», защита надеется, что вопрос решится до конца лета. 8 марта 2007 года суд присяжных признал россиянина виновным в сговоре с целью отмывания денег. Дипломату грозит до 20 лет тюрьмы, но до оглашения приговора он остается под домашним арестом в Нью-Йорке. Как сказала нам пресс-секретарь постпредства России при ООН Мария Захарова, «российские генконсульство в Нью-Йорке и постпредство при ООН постоянно находятся с Кузнецовым в контакте и оказывают ему помощь». Спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила Владимира КУЗНЕЦОВА по телефону об условиях его содержания под арестом.-- Я нахожусь под строгим домашним арестом -- 24 часа в сутки я должен находиться дома с электронным браслетом на ноге, по которому контролируется мое местонахождение. С ним я принимаю душ, а ванну уже нельзя. Выходить могу лишь на порог дома, арендуемого у американца, на улицу нельзя. У меня нет собственности в США, все находится в России. Электронный браслет подключен к телефону, поэтому больше пяти минут по нему разговаривать не могу. Разговор по мобильному телефону не ограничен. Пользуюсь Интернетом.
-- Спецслужбы США вас контролируют и прослушивают?-- Если вы следите за американскими СМИ, то знаете, что здесь все контролируется. Но скрывать мне нечего.
-- Можете ли вы пользоваться услугами врачей?-- В мою бытность председателем Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам ООН я с семьей покупал ооновскую медицинскую страховку. Теперь я утратил свои права и на нее. И я не могу ходить к врачам. Один поход к американскому врачу -- это разорение. К счастью, пока в этом потребности нет. Но я знаю, что не дай бог случись беда, российская миссия меня не оставит. Поддержку миссии и МИДа я чувствую. И моральную. Меня посещают друзья, часто приходят коллеги. Приезжал и посол, и бывший постпред Андрей Иванович Денисов. Несколько раз приезжал генконсул Сергей Викторович Гармонин, который переживает за меня и старается помочь. Один раз был новый постпред Виталий Иванович Чуркин. Он дважды мне и звонил.
-- Вы должны отчитываться, кто вас навещает?-- Нет. В этом плане есть свобода.
-- Кто обеспечивает ваше питание?-- Друзья из российской миссии и мои старые коллеги по МИДу, теперь работающие в секретариате ООН. Сложилось некое «распределение труда» по закупке недорогих продуктов в большом количестве.
-- В связи с арестом вы испытываете материальные затруднения или можете пользоваться своими счетами?-- Мне же работать нельзя. Какие там счета? На них уже нули.
-- Ваша семья живет с Вами в Нью-Йорке?-- Нас четверо: 16-летний сын, 24-летняя дочь и мы с супругой. Дочь, окончив университет по специальности «финансовое управление», работает в небольшой американской фирме. Но зарплата у нее мизерная, так что лишь отчасти я нахожусь на ее обеспечении. У нас с дочерью разделение труда: я на хозяйстве -- готовлю, все убираю, она работает. Сын окончил 10-й класс нашей российской школы при постпредстве. Жене 50 лет, как и мне. Сейчас она в Москве. У нее в прошлом году умерла мама, а отец совсем плох, и она должна ежедневно быть с ним.
-- Как складывалась ваша карьера?-- По диплому я переводчик-референт. В 1979 году окончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, затем курсы переводчиков ООН. В 1980--1984 годах работал в ООН. Прослужил 25 лет в МИДе и, насколько я знаю, по-прежнему числюсь в его штатном расписании. До Нью-Йорка работал в департаменте международных организаций начальником отдела, занимавшегося административными, кадровыми, бюджетными вопросами всех международных организаций. Контракт с секретариатом или генсеком ООН я не подписывал. Моя должность выборная. Меня избирала Генассамблея ООН, а назначало правительство России.
-- Почему?-- Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам создан в 1946 году. Это самый старый и уникальный орган ООН, стоящий особняком от секретариата ООН и обладающий спецификой, нехарактерной для появившихся позднее комитетов и органов ООН. Так, председателя комитета избирает сам комитет.
-- И вы остаетесь его председателем?-- Когда 31 декабря 2005 года мой срок истек, я перестал быть председателем, и правительство России предложило вместо меня другого сотрудника. Правительство выставляет кандидатуру, региональная группа в ООН, в данном случае восточно-европейская, утверждает, а потом уже Генассамблея ООН избирает. Правительство может отозвать кандидатуру, ибо оно ее выдвинуло. Это и было сделано, когда после ареста истек мой срок.
-- Кто оплачивает услуги ваших адвокатов?-- Российская миссия.
-- Они говорят по-русски?-- Из троих один русскоговорящий. Он не столько адвокат, сколько аналитик.
-- Апелляция будет подаваться?-- Процесс закончился, и вердикт вынесли не в мою пользу. Теперь судья должна рассмотреть поданные моими адвокатами ходатайства. А дальше уже либо идет, либо не идет процесс апелляции. Это вопрос к адвокатам.
-- Вы на слушаниях говорите по-английски?-- За меня говорят адвокаты. Не знаю, хорошо это или плохо, но я просто сижу рядом и следую исключительно их советам, ведь я не знаю американскую юриспруденцию.
Обвинение в четверть миллионаВладимир Кузнецов был арестован 1 сентября 2005 года в результате скандала вокруг расследования американцами действия иракской программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», существовавшей с 1996 по 2003 год. Свидетелем обвинения стал бывший сотрудник закупочной службы ООН россиянин Александр Яковлев. Он был арестован полицией США по подозрению в получении взяток на сумму в 1 млн долл. от подрядчиков ООН, выигравших тендеры на сумму 79 млн долл. в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие».
В обмен на юридические послабления и «иммиграционные льготы» Яковлев пошел на сделку со следствием и дал показания против Кузнецова. Яковлев заявил, что Кузнецов получил от него 300 тыс. долл. и перевел их на счет учрежденной им компании в оффшорной зоне в Антигуа и Барбуда в Карибском бассейне. Впоследствии Кузнецов, обвиненный в отмывании денег, утверждал, что получил сумму в долг и не знал о ее «грязном» происхождении. Американские присяжные признали вину Кузнецова, но осведомленные российские источники «Времени новостей» уверены, что его дело -- «это политический заказ по дискредитации России, ее деятельности в ООН, а также самой ООН». О судьбе Яковлева ничего не сообщается.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ