Время новостей
     N°108, 25 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2007
Слон против кита
Сергей Степашин хочет сделать Счетную палату единственным бюджетным контролером
От многочисленных проверяющих инстанций страдают не только частные предприниматели. Министерства и ведомства, получающие деньги из федерального бюджета, также подвергаются двойному контролю. Контроль за использованием бюджетных средств осуществляется как Счетной палатой, так и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора («Росфиннадзор»). По мнению главы Счетной палаты Сергея Степашина, на этом поле должен остаться кто-то один. Как нетрудно догадаться, по мысли г-на Степашина, этим одиночкой должна стать Счетная палата. Ни Министерство финансов, ни эксперты с этой точкой зрения не согласны.

«Росфиннадзор» -- это орган внутреннего контроля, и его функции должны быть значительно сужены», -- полагает главный аудитор. «Не нравится кому-то Степашин, так поставьте другого, но зачем функции дублировать», -- доказывал глава Счетной палаты журналистам.

В Министерстве финансов и подконтрольном ему «Росфиннадзоре» такая позиция пока понимания не встретила. «У нас с Алексеем Кудриным полемика», -- дипломатично признал г-н Степашин. «Росфиннадзор» -- это бывшее контрольно-ревизионное управление финансового ведомства, и сложно представить, что Алексей Кудрин вдруг добровольно согласится с этими полномочиями расстаться. Тем более что по закону два этих органа принадлежат к разным ветвям власти и подменять друг друга не должны. «Росфиннадзор» является органом правительственного контроля, а Счетная палата -- парламентского.

Глава «Росфиннадзора» Сергей Павленко в интервью «Времени новостей» в апреле нынешнего года говорил о том, что «мы существуем в разных экологических нишах. Примерно как слон и кит. Говорить о том, что они дублируют друг друга, можно только в том случае, если слон вышел на берег и к нему приплыл кит. Но такое бывает редко».

Как полагает г-н Павленко, случаи пересечения единичны и серьезно говорить о большой дополнительной нагрузке не имеет смысла. «Согласно статистике наша служба в прошлом году провела примерно 34 тыс. проверок, наши коллеги из Счетной палаты -- около 600. При этом в 2006 году у нас было только 10--12 случаев пересечения. Чтобы исключить такие случаи, у нас действует процедура предварительного обмена информацией со Счетной палатой на этапе формирования годового плана работы», -- заявил он в интервью газете.

По мнению главы Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, высказанному "Времени новостей", следует оставить все как есть. Более того, по его мнению, надо не ослаблять контроль, а усиливать его -- путем общественного надзора за тратами бюджетных средств за счет «большей открытости всей финансовой отчетности».

Желание каким-то образом урегулировать этот вопрос у чиновников есть. По словам г-на Степашина, достигнута принципиальная договоренность с заместителем министра финансов Татьяной Голиковой о том, что осенью в Бюджетный кодекс будут внесены главы, прописывающие методику контроля за расходованием бюджетных средств. Однако, честно признал он, пока даже примерно нельзя предположить, какой эта методика будет.

Вера СИТНИНА, Михаил ВОРОБЬЕВ